самодеятельной организации пробуждает человеческую потребность в слиянии с другими, способствует формированию нравственной общности. Организованная самодеятельность — это своеобразная «среда обитания», со своим укладом, духовной атмосферой, обрядами, ритуалами, где участники проводят значительную часть своей жизни, дружат, влюбляются, создают семьи и т.д. Это весьма значимо для мигрантов -для них самодеятельный коллектив — это возможность выстроить личностно значимую среду, сформировать общность «мы» как способ восстановления социальной а близости с другими. Самодеятельность представляет собой дополнительное «жизненное пространство» для социального самоутверждения личности, ее самореализации. Личностный эффект деятельности в клубном объединении заключается в том, что человек здесь осуществляет законченный цикл по созданию предмета, осуществляет процесс производства от начала до конца. Эффект участия самодеятельного объединения переносится, соответственно, как на производственную деятельность, в которую участник включается с большим творческим потенциалом, так и на межличностное общение, которое характеризуется отношением к другому человеку как субъекту, самоценной личности. В работах Н.Ф. Максютина самодеятельные организации рассматриваются как своеобразный канал общественного мнения. Данная функция наиболее ярко проявилась, в период демократизации общества. Более того, участие в самодеятельности есть форма реального осуществления конституционных гарантий человека право на пользование достижениями культуры, на объединение добровольной организации, способствующее развитию личности. Надо отметить, что здесь автор солидарен с другими / исследователями. V — Тенденции, проблемы и механизмы развития национальнокультурных объединений. Исследованию данных проблем на материале Татарстана посвящена диссертация P.M. Гибадуллина. Подробное описание истории формирования, структуры, программные положения неформальных |
26 самодеятельные общности рассматриваются как отражение ситуации и одновременно модель ее завтрашних состояний. При этом самодеятельность выполняет целый ряд функций, имеющих особое значение для полноценного функционирования культуры. Самодеятельные объединения дают возможность систематического воспитывающего влияния на личность, а саму самодеятельность можно и нужно рассматривать как школу социального творчества, воспитания политической культуры человека, без которой не решить проблему реального, фактического участия большинства населения в делах управления обществом. Рассматривая с разных сторон существующие функции автором акцентируется внимание на усиление в этот период компенсаторной функции самодеятельности —самодеятельность является условием здорового функционирования общества, ибо заполняет тот идейно-нравственный вакуум общественной жизни, в котором зарождаются такие негативные явления, как потребительство, пьянство и др., позволяет в какой-то мере ликвидировать дефицит духовности. Самодеятельные организации выполняют также и этнические функции закрепляют и формируют чувство коллективизма, социальнопсихологическую общность людей. Сегодня это является одной из важнейших воспитательных проблем, так как культурный тип современного человека ориентирован на индивидуальное проведение досуга и домашнее потребление культуры. Участие в самодеятельной организации пробуждает человеческую потребность в слиянии с другими, способствует формированию нравственной общности. Организованная самодеятельность —это своеобразная «среда обитания», Автореф.дисс.канд.пед.наук //Ленингр.гос.ин-т культуры. СПб, 1991; Григорьев Ю.Е. К вопросу о развитии общественно-политической активности рабочей молодежи //Социальная активность рабочей молодежи: состояние, проблемы и пути их решения. Пермь, 1991; Федотова Т.Н. Политизация самодеятельных “неформальных” объединений молодежи в условиях перестройки. Там же; Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (Сост. В.Н. Березовский, Н.И.Кротов). М.: Мол. гвардия, 1990; Боровик B.C. Политическая активность современной молодежи (Состояние и проблемы). М., 1990; Капицын В.М., Красова Е.Ю. Приручить левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики. Воронеж: Изд-во ВГУ,1991; Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь. -Д., 1987; Гибадуллин P.M. Татарское национальное движение в решении проблемы государственного возрождения Татарстана (1988-1992 г.г.). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Казань: Изд. КГУ, 1995; Исхаков. Д.М. Неформальные объединения в современном татарском обществе (История. Структура. Программные положения). Сб. Современные национальные процессы в РТ. Казань, 1992, с. 552. 27 со своим укладом, духовной атмосферой, обрядами, ритуалами, где участники проводят значительную часть своей жизни, дружат,* влюбляются, создают семьи и т.д. Это весьма значимо для мигрантов для них самодеятельный коллектив — это возможность выстроить личностно значимую среду, сформировать общность «мы» как способ9 восстановления социальной близости с другими. Самодеятельность представляет собой дополнительное «жизненное пространство» для социального самоутверждения личности, ее самореализации. Личностный эффект деятельности в клубном объединении заключается в том, что человек здесь осуществляет законченный цикл по созданию предмета, осуществляет процесс производства от начала до конца. Эффект участия самодеятельного объединения переносится, соответственно, как на производственную деятельность, в которую участник включается с большим творческим потенциалом, так и на4 межличностное общение, которое характеризуется отношением к другому человеку как субъекту, самоценной личности. В работах Н.Ф. Максютина самодеятельные организации рассматриваются как своеобразный канал общественного мнения. Данная функция наиболее ярко проявилась, в период демократизации общества. Более того, участие в самодеятельности есть форма реального осуществления конституционных гарантий человека — право на пользование достижениями культуры, на объединение добровольной организации, способствующее развитию личности. Надо отметить, что здесь автор солидарен с другими исследователями . — Тенденции, проблемы и механизмы развития национальнокультурных объединений. Исследованию данных проблем на материалеj Л Татарстана посвящена диссертация P.M. Гибадуллина. Подробное описание истории формирования, структуры, программные положения неформальных образований национальной ориентации, которые ставили перед собой проблемы этнического и этнокультурного развития татар, содержится в работах Ю. Рамая , Д.М..Исхакова1. Автор подразделяет их Максютин Н.Ф. Социальная роль досуга и особенные возможности влияния наличность. WПедагогические ресурсы досуга. Казань: Медицина, 1996, с. 28; См.: Максютин Н Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность. СПб.: С-ПбГАК, 1999. Гибадуллин P.M. Татарское национальное движение в решении проблемы государственного возрождения Татарстана. (1988-1992 г.г.). Авторсф. дисс. на соиск.учен. степ. канд. ист. наук. Казань: Изд. КГУ, 1995. 18с. Юлдаш Рамай . “Азатлык” это свобода. Общественно-политическая характеристика и история деятельности СТМ “Азатлык” 1989-1998 г.г. Казань: I |