Деятельностный подход, который объясняет мотивы гражданского участия. Наибольший интерес в рамках тематики данной работы представляют труды, раскрывающие закономерности личностного становления в процессе человеческой деятельности (В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, Е.С.Злобин, В.П.Иванов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, З.И.Файнбург, В.И.Шинкарук и др.). Определенный вклад в развитие деятельностной концепции развития личности вносят исследования, авторы которых принадлежат к московской "методологической школе" (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.Громыко, Никитин, Б.Г.Югин и др.). Именно деятельностный подход позволяет рассмотреть феномен гражданской культуры на двух уровнях: как результат воздействия объективных, внешних факторов «социальной среды» и как внутренне мотивированную активность личности, направленную на V оптимизацию отношений и противоречий в системе «общество-индивид», создание условий, гармонизирующих социальное бытие человека. Закономерности усвоения индивидами социального и культурного опыта (Е.И.Головаха, И.С.Кон, Ю.А.Левада, ВЛ.Оссовский, М.Х.Титма, В.Ф.Черноволенко, В.Н.Шубкин, К.А.Абульханова-Славская, Н.В.Андреенкова, Л.И.Анциферова, Т.И.Артемьева, М.Н.Бобнева, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.С.Мерлин, Е.В.Шорохова, Д.Б.Эльконин, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.В.Петровский). В качестве универсальной категории, с помощью которой описывается процесс личностного у становления и развития, используется социализация, которая определяется как прзцесс становления человеческого индивида через формирование у него конкретных, социально-исторических качеств в результате предметнодеятельностного освоения им всеобщих форм социально-культурного бытия данного общества, посредством которых человек «входит» в общество своей деятельностью. В какой-то мере такое определение социализации дает возможность реально представить становление личности в единстве объективных внешних факторов и характеристик ее духовного мира — как |
гражданского участия посвящены исследования Л.А. Гордона, А.В. Е.А. Здравомысловой, Э.В. Клопова, В.В. Костюшева, А.А. Тёмкиной, О.Н. Яницкого. Теоретико-методологическую основу работы составили: концепция гражданского общества, в рамках которой социально * ответственное участие граждан в решении актуальных проблем рассматривается как системообразующий принцип гражданского общества и критерий сформированности гражданской культуры личности; деятельностный подход, позволяющий рассмотреть феномен гражданской культуры на двух уровнях: как результат воздействия объективных, внешних факторов «социальной среды» и как внутренне мотивированную активность личности, направленную на оптимизацию отношений и противоречий в системе «общество-индивид», гармонизацию социального бытия человека; методологический аппарат изучения общественных объединений, сформировавшийся в рамках теории социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, А.П.Марков, В.Е.Триодин). Теоретической основой исследования общественных объединений как социально-культурного явления стали работы известных философов, культурологов и социологов С.Н.Иконниковой, А.С.Запесоцкого, Б.Д.Парыгина, Э.В.Соколова и др. В разработке психолого-педагогических аспектов темы автор опирался на труды Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, Б.А.Титова, А.А.Сукало. Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного автором комплексного исследования, целью которого стал анализ условий, процессов и динамики становления общественных объединений как структурного элемента гражданского общества (включая приоритеты их деятельности, характер их взаимодействия с государственными и коммерческими структурами, другими представителями гражданского сектора). Исследование включало: а) обзор публикаций (29 книг и коллективных монографий 1995— 2002 гг., более 200 статей), содержащих материалы эмпирических исследований и экспериментов, связанных с различными аспектами деятельности общественных объединений (механизмы социального партнерства в социальной сфере; региональные и федеральные формы поддержки общественных объединений; методы привлечения добровольцев; механизм формирования и реализации социального заказа; участие некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ; правовые аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления и государственной 30 гражданского участия. Наибольший интерес в рамках тематики данной работы представляют труды, раскрывающие закономерности личностного становления в процессе человеческой деятельности (В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, Е.С.Злобин, В.П.Иванов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, З.И.Файнбург, В.И.Шинкарук и др.). Определенный вклад в развитие деятельностной концепции развития личности вносят исследования, авторы которых принадлежат к московской “методологической школе” (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.Громыко, Никитин, Б.Г.Югин и др.). Именно деятельностный подход позволяет рассмотреть феномен гражданской культуры на двух уровнях: как результат воздействия объективных, внешних факторов «социальной среды» и как внутренне• * мотивированную активность личности, направленную на оптимизацию отношений и противоречий в системе «общество-индивид», создание условий, гармонизирующих социальное бытие человека. —Закономерностиусвоения индивидами социального и культурного опыта (Е.И.Головаха, И.С.Кон, Ю.А.Левада, В.Л.Оссовский, М.Х.Титма, В.Ф.Черноволенко, В.Н.Шубкин, К.А.Абульханова-Славская, Н.В.Андреенкова, Л.И.Анциферова, Т.И.Артемьева, М.Н.Бобнева, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.С.Мерлин, Е.В.Шорохова, Д.Б.Эльконин, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.В.Петровский). В качестве универсальной категории, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития, используется социализация, которая определяется как процесс становления человеческого индивида9 * через формирование у него конкретных, социально-исторических качеств в результате предметно—деятельностного освоения им всеобщих форм социально-культурного бытия данного общества, посредством которых человек «входит» в общество своей деятельностью1. В какой-то мере такое определение социализации дает возможность реально представить становление личности в единстве объективных внешних факторов и характеристик ее духовного мира — как деятельностноеА овладение человеком культурой и формами социальных отношений. Однако категория «освоение» (и соответствующий процесс) выражает, преимущественно, один вектор личностного развития —социализацию, понимаемую как усвоение индивидом норм, ценностей, социальных ролей и т.п. Концепция социализации, утверждая и объясняя вектор 1Москаленко В.В. Культура и деятельность как факторы социализации. Дисс. ...докт. филос. наук. Киев, 1988. С.6. |