Проверяемый текст
Калимуллина, Гульзирак Хамзеевна. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры (Диссертация 2003)
[стр. 76]

деятельностное овладение человеком культурой и формами социальных отношений.
Однако категория «освоение» (и соответствующий процесс) выражает, преимущественно, один вектор личностного развития — социализацию, понимаемую как усвоение индивидом норм, ценностей, социальных ролей и т.п.
Концепция социализации, утверждая и объясняя вектор
общественной детерминации личностного поведения, по сути игнорирует вторую составляющую процесса общественна активности.
В v данном случае социальная деятельность рассматривается как результат влиянгя на личность внешней среды, а индивидуальная активность — как результат этого влияния.
Этот стереотип привел к упрощенному пониманию социальной среды и теоретически обосновал примат общественного над индивидуальным, что в практической плоскости привело к недооценке индивидуально-личностного в человеке, а в итоге — к принижению человеческой индивидуальности, деиндивидуализации социальнополитической жизни.
В идеологическом плане это способствовало утверждению в массовом сознании представлений о /человеке как о
V * «винтике» безличного общественного механизма.
Исследовательские парадигмы, сложившиеся в рамках социологии общественных движений.
Общественные движения выступают ведущей формой реализации гражданской позиции личности.
Не случайно они уже много лет выступают в качестве особого предмета исследований.
В социологии общественных движений утвердились несколько концепций.
В частности, теоретики новых социальных движений обращаются к макроуровню анализа, где движения рассматриваются как исторические факторы; школа мобилизации ресурсов фокусируется на Групповом уровне
4 организаций и коллективов; партикуляристы фокусируют внимание на индивидуальной мотивации и социализации.
Концептуализация гражданского участия так же соотносится с мезоуровнем социологии общественных движений, где важнейшую роль играет теория мобилизации ресурсов.
Деятельность общественного объединения,
[стр. 30]

30 гражданского участия.
Наибольший интерес в рамках тематики данной работы представляют труды, раскрывающие закономерности личностного становления в процессе человеческой деятельности (В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, Е.С.Злобин, В.П.Иванов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, З.И.Файнбург, В.И.Шинкарук и др.).
Определенный вклад в развитие деятельностной концепции развития личности вносят исследования, авторы которых принадлежат к московской “методологической школе” (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.Громыко, Никитин, Б.Г.Югин и др.).
Именно деятельностный подход позволяет рассмотреть феномен гражданской культуры на двух уровнях: как результат воздействия объективных, внешних факторов «социальной среды» и как внутренне• * мотивированную активность личности, направленную на оптимизацию отношений и противоречий в системе «общество-индивид», создание условий, гармонизирующих социальное бытие человека.
—Закономерностиусвоения индивидами социального и культурного опыта (Е.И.Головаха, И.С.Кон, Ю.А.Левада, В.Л.Оссовский, М.Х.Титма, В.Ф.Черноволенко, В.Н.Шубкин, К.А.Абульханова-Славская, Н.В.Андреенкова, Л.И.Анциферова, Т.И.Артемьева, М.Н.Бобнева, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.С.Мерлин, Е.В.Шорохова, Д.Б.Эльконин, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.В.Петровский).
В качестве универсальной категории, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития, используется социализация, которая определяется как процесс становления человеческого индивида9 * через формирование у него конкретных, социально-исторических качеств в результате предметно—деятельностного освоения им всеобщих форм социально-культурного бытия данного общества, посредством которых человек «входит» в общество своей деятельностью1.
В какой-то мере такое определение социализации дает возможность реально представить становление личности в единстве объективных внешних факторов и характеристик ее духовного мира — как деятельностноеА овладение человеком культурой и формами социальных отношений.
Однако категория «освоение» (и соответствующий процесс) выражает, преимущественно, один вектор личностного развития —социализацию, понимаемую как усвоение индивидом норм, ценностей, социальных ролей и т.п.
Концепция социализации, утверждая и объясняя вектор
1Москаленко В.В.
Культура и деятельность как факторы социализации.
Дисс.
...докт.
филос.
наук.
Киев, 1988.
С.6.


[стр.,31]

общественной детерминации личностного поведения, по сути игнорирует вторую составляющую процесса общественной активности.
В данном случае социальная деятельность рассматривается как результат влияния на личность внешней среды, а индивидуальная активность — как результат этого влияния.
Этот стереотип привел к упрощенному пониманию социальной среды и теоретически обосновал примат общественного над индивидуальным, что в практической плоскости привело к недооценке индивидуально-личностного в человеке, а в итоге —к принижению человеческой индивидуальности, деиндивидуализации социально-политической жизни.
В идеологическом плане это способствовало утверждению в массовом сознании представлений о человеке как о
«винтике» безличного общественного механизма.
Исследовательские парадигмы, сложившиеся в рамках социологии общественных движений.
Общественные движения выступают ведущей формой реализации гражданской позиции личности.
Не случайно они уже много лет выступают в качестве особого предмета исследований.
В социологии общественных движений утвердились несколько концепций.
В частности, теоретики новых социальных движений обращаются к макроуровню анализа, где движения рассматриваются как исторические факторы; школа мобилизации ресурсов фокусируется на групповом уровне
организаций и коллективов; партикуляристы фокусируют внимание на индивидуальной мотивации и социализации.
Концептуализация гражданского участия так же соотносится с мезо-уровнем социологии общественных движений, где важнейшую роль играет теория мобилизации ресурсов.
Деятельность общественного объединения,
согласно мобилизационной модели — это результат нескольких факторов: структуры политических возможностей; барьеров для реализации личностных интересов; позиции власти по отношению к деятельности общественных объединений; развитости форм и технологий мобилизации (и прежде всего расширения социальной базы общественных движений)4.
Теоретики, использующие методологию мобилизации ресурсов, стремятся объяснить главным Г.
Олофсон, А.
Мелуччи, М.
Кастельс идр.
Ч.
Тилли, В.
Гамсона, Дж.
Маккарти идр.
А.
Турен, М.
Кастельс, М.
Эффрат идр.
Костюшев В.В.
Коллективные действия как предмет западной социологии общественных движений: концепции, методы, проблемы / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию.
Под ред.
В.В.
Коспошева.
М.: ИС РАН, 1999.
С.
12.

[Back]