Проверяемый текст
Жукова, Елена Николаевна ; Теория и практика модернизации естественнонаучного образования в условиях профильного обучения (Диссертация 2004)
[стр. 105]

деятельность.
Разновозрастные группы комплекса выполняли работу по интересам, а каждый молодой человек по индивидуальному плану осваивал в этой культурной среде учебные программы.
Таким образом, он мог приобщиться к теоретическим основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом высшее образование» [25].

Как видим, организационной основой профильной индивидуализации явилась уже заявившая о себе в первой четверти XX в, идея «индивидуальной образовательной траектории».
Однако наиболее массовой формой дифференцированного обучения в 1960-80-е ггг стали факультативные курсы, по которым было подготовлено достаточное количество программ практически по всем учебным предметам.
Однако, основной задачей факультативов считалась профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка учащихся, например, по профессиям лаборанта-химика, агрохимика и др.
Однако на практике
всё большей популярностью пользовались факультативы академической направленности, предполагавшие углублённое изучение тех или иных разделов профильного предмета.
В ряде общеобразовательных (не специализированных) школ осуществлялось своего рода «скрытое профилирование» на основе хорошо поставленных факультативных занятий.
Так, в 45-й московской школе, которой
руководит М.Я.
Шнейдер, в первой половине дня старшеклассники занимаются по общей программе, а после обеда идут уроки углублённого изучения предметов по блокам дисциплин.
Собственно специализированных школ в СССР было немного, при этом их число возрастало крайне незначительно.
По некоторым данным, в 1990 г.
школы с
углублённым изучением какого-либо предмета охватывали всего 1,5-2% учащихся 9-10 классов.
Современные исследователи выделяют различные наборы принципов отбора содержания профильного образования в образовательной области 105
[стр. 26]

тех случаях, когда можно было обеспечить, преподавание профильного предмета высококвалифицированным педагогом, мастером, своего дела, имеющим собственное лицо» [20, с.
30-31j.
В Новосибирской физматшколе в середине 1960-х гг.
«важнейшую роль играли кружки, руководимые научными сотрудниками, аспирантами, студентами.
В выпускном классе много времени отводилось специализации в.
одной из отраслей будущей профессии.
А один день в неделю школьник уже проводил в соответствующем НИИ.
Он работал лаборантом и сдавал зачет по результатам экспериментальной деятельности сотрудникам [25, с.
206].
В начале 1970-х гг.
в практике советской школы послевоенного периода была осуществлена едва ли не единственная попытка реализовать профильную индивидуализацию учебного процесса (именно индивидуализацию, а не дифференциацию).
В поселке Зеленый Бор Кокчетавской области был создан культурно-образовательный центр.
«Здесь принципиально по-новому должна была строиться образовательная деятельность.
Разновозрастные группы комплекса выполняли работу по интересам, а каждый молодой человек по индивидуальному плану осваивал в этой культурной среде учебные программы.
Таким образом, он мог приобщиться к теоретическим основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом высшее образование» [25,
с.
229230].
Как видим, организационной основой профильной индивидуализации явилась уже заявившая: о себе в первой четверти XX в.
идея «индивидуальной образовательной траектории».
Однако наиболее массовой .формой дифференцированного обучения в 1960-80-е гг.
стали факультативные курсы, по которым было подготовлено достаточное количество программ практически по всем учебным предметам.
Однако, основной задачей факультативов считалась профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка учащихся, например, по профессиям лаборанта-химика, агрохимика и др.
Однако на практике
все 26

[стр.,27]

большей популярностью пользовались факультативы академической направленности, предполагавшие углубленное изучение тех или иных разделов профильного предмета.
В ряде общеобразовательных (не специализированных) школ осуществлялось своего рода «скрытое профилирование» на основе хорошо.поставленных факультативных занятий.
Так, в 45-й московской школе, которой
руководил Л.И.
Мильграм, в первой половине дня старшеклассники занимались по общей программе, а после обеда шли уроки углубленного изучения предметов по блокам дисциплин [25, с.
254-255].
Собственно специализированных школ в СССР было немного, при этом их число возрастало крайне незначительно.
По некоторым данным, в 1990 г.
школы с
углубленным изучением: какого-либо предмета-охватывали всего 1,5-2% учащихся 9-10 классов [123, с.
24].
Таким образом, к концу 1980-х началу 1990-х гг.
обострилось противоречие между законодательно подтвержденным курсом на профильную дифференциацию образования в различных формах (спецшколы,, факультативы) и слабым распространением последней в реальной общеобразовательной практике.
Это стало одной из причин того, что дифференциация общего образования (профильная) была провозглашена в качестве одного из ведущих лозунгов начавшейся в 1988 г.
школьной реформы.
Как отмечалось в программных документов реформаторов образования, «дифференциация образования реализует две фундаментальные задачи обеспечение полифоничности школы и права ребенка на выбор образования.
Дифференциация образования направлена на.
его индивидуализацию, на воссоздание его природосообразного и личностно-ориентированного характера.
Она раскрывает веер возможностей для выбора индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности; для учета ей психофизиологических особенностей и 27

[Back]