Проверяемый текст
Шигаев, Алексей Владимирович; Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях (Диссертация 2004)
[стр. 68]

эти состояния проявляются глубоко индивидуально [29, с.
62; 46, с.
12; 77, с.
257; 78, с.
192; 80, с.
101; 195, с .49].
Данные центра медицины катастроф МЧС России говорят о том, что при всех видах чрезвычайных ситуаций среди лиц, оказавшихся в зоне бедствия, на фоне полученной психической травмы развиваются различные психические реакции, невротические расстройства и реактивные психозы, приводящие к психогенному развитию личности в среднем у 80 %пострадавших.
Из них 20 % быстро проходящие острые реактивные состояния; у 70 % -более продолжительные (до 2-3 суток) нарушения психики; у 10 % подобные нарушения затягиваются на многие месяцы и требуют специального наблюдения и лечения у психоневрологов и психиатров.
У некоторых лиц, перенесших психическую травму в результате ЧС, наблюдаются затянувшиеся невротические реакции.
У пострадавших в очаге ЧС, как правило, преобладают такие аффективно-шоковые реакции, как тревога, страх, беспорядочная двигательная активность, речевое возбуждение, дезорганизованность поведения, стопорное состояние и другие реакции.
Впоследствии у них могут формироваться реактивно-депрессивные состояния, осложняющие течение хронических заболеваний.
Так более сотни пострадавших в результате захвата заложников в театральном центре на Дубровке (Дворец культуры имени Мельникова Московского шарикоподшипникового завода), в котором шёл мюзикл «НордОст», 23-26 октября 2002 года, доставленных после освобождения в 13-ю больницу, находились в шоковом состоянии.
Практически у всех имелись эмоциональные нарушения.
Их выраженность и продолжительность были различны, от нескольких минут, до длительных и стойких психических расстройств
[201].
Резкий скачок от обычного, размеренного повседневного поведения к поведению в критических ситуациях не надежен, поскольку такие ситуации не только активируют скрытые духовные и физические силы организма, но и рельефно обнажают слабости в характере человека.

68
[стр. 41]

1 В этой связи ведущие психологи отмечают, что поскольку страх знаком каждому человеку и каждый уже испытал его в какой-либо форме, то более или менее выраженная готовность к страху или панике заложена в каждом индивидууме.
Таким образом, можно констатировать, что психологическая готовность личности к экстремальному возбуждению, страху и даже к ужасу является нормальным проявлением духовного мира человека в особых условиях, хотя эти состояния проявляются глубоко индивидуально [41, с.62; 64, с.12; 92, с.192].
Специальные исследования большого числа пострадавших, проводившееся во время и после спитакского землетрясения в Армении в декаб^ ре 1988 года, показали, что примерно у 90 % обследованных имелись эмоциональные нарушения.
Их выраженность и продолжительность были различны от нескольких минут до длительных и стойких психических расстройств
[30, с.
102].
Резкий скачок от обычного, размеренного повседневного поведения к поведению в критических ситуациях не надежен, поскольку такие ситуации не только активируют скрытые духовные и физические силы организма, но и рельефно обнажают слабости в характере человека.

Слабый, мяг^ кий и робкий в повседневной жизни индивидуум может показать себя в экстремальных условиях смелым и инициативным и наоборот [109, с.
133135].
Исходя из этого, необходимо отметить, что психическая реакция старшего школьника на экстремальную ситуацию не всегда четко прогнозируема и может сопровождаться ошибками в принятии окончательного решения и неадекватными действиями.
Поэтому совершенно очевидно, что для снижения воздействия неблагоприятных эффектов, факторов ведущих к панике, должны проводится целенаправленные мероприятия по проверке психологической готовности к экстремальным ситуациям среди школьников [115, с.110-116; 202, с.38-42].
41

[Back]