ции, позволяющие вызвать активность у адресата таких воздействий [22, с. 48; 36, с. 133]. Для решения этих задач целесообразно применять интерактивные методы формирования готовности студентов к действиям в ЧС террористического характера: метод анализа конкретных ситуаций; изучение, разбор и обсуждение поведения реальных участников ЧС террористического характера, которые способствуют осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления таких ситуаций; опорные схемы; ситуационные задачи; инструктирование, анализ, оценка и представление собственных вариантов действий после просмотра видеоматериала; составление планов действий на конкретные ЧС террористического характера; психологические тренинги. Важное место в интерактивных методах обучения занимают игры. При проведении деловых игр условно имитируются опасные ситуации. Здесь опасности как таковой нет, хотя условно присутствует источник опасности. С точки зрения А. И. Захарова, игра является эффективным средством преодоления страхов. Изменение психического состояния происходит потому, что в шре те или иные жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Переживание страха в игровой ситуации приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Игра невозможна без риска, а нежелание быть проигравшим, надежда на победу представляег собой репетицию возможных жизненных ситуаций, позволяют адаптироваться к ним в настоящей жизни. А. И. Захаров считает, что игра является естественным способом укрепления уверенности человека в себе. Особенно эффективны спонтанные подвижные игры, которые развивают инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями и принимать решения. Принятие какой-либо роли означает обязательство выполнять определенные правила, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в шре все удается, у человека появляется чувство удовлетворения, неудачи заставляют критически взглянуть на се |
школьников к вопросам безопасности и, исходя из этого, выбирать конкретный метод [121, с.217]. Наряду с традиционными методами, для первоначальной подготовки старшеклассников к действиям в экстремальных условиях и овладения базовым уровнем знаний, умений и навыков мы считаем необходимым применение так называемых интерактивных методов обучения, которые базируются на «самовозбуждении», на творческом интересе к выполняемой деятельности (метод анализа конкретных ситуаций (изучение, разбор и обсуждение поведения реальных героев в опасных ситуациях, которые способствуют осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления таких ситуаций), опорные схемы, ситуационные задачи,, инструктирование, анализ, оценка и представление собственных вариантов действий после просмотра видеоматериала, составление планов действий на конкретные опасные для человека ситуации, психологические тренинги и тренинги общения, анкетирование) [28, с.63; 87, с.79; 193, сЛ44-149]. Отдельное место в интерактивных методах обучения занимают игры. При проведении деловых игр условно имитируются опасные ситуации. Здесь опасности как таковой нет, хотя условно присутствует источник опасности. С точки зрения А.И. Захарова, игра является эффективным средством преодоления страхов. Изменение психического состояния происходит потому, что в игре те или иные жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Переживание страха в игровой ситуации приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Игра невозможна без риска, а нежелание быть проигравшим, надежда на победу представляет собой репетицию возможных жизненных ситуаций, позволяют адаптироваться к ним в настоящей жизни [142, с.25]. Игра, с его точки зрения, является естественным способом укрепления уверенности человека в себе. Особенно эффективны спонтанные подвижные игры, которые развивают инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями и принимать решения. Принятие какой-либо роли означает обязательство выполнять определенные правила, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, неудачи заставляют критически взглянуть на себя. Включаясь в игру, школьники преодолевают застенчивость и страх, терпят поражение и одерживают победы. Эффективны в преодолении страхов ролевые игры-драматизации, в ходе которых старшеклассник исполняет не только положительные роли, но и отрицательные. Когда участник игры исполняет роль смельчака, то он и сам становится немного таким [143, с.13]. Однако, как подтверждает наш опыт работы со старшеклассниками, такие игры лишь этап психологической подготовки к реальным экстремальным ситуациям. Далее необходимо использовать методы и формы воспитания, не просто имитирующие опасность, но содержание элемента реального риска. Таким образом, принимая во внимая важность использования перечисленных методов в формировании готовности и подготовки старшеклассников к экстремальным ситуациям необходимо отметить, что основополагающими в решении данных задач являются экстремальные педагогические технологии, которые определяются B.C. Шаповаленко как способы организации обучения, которые базируются на использовании особенностей сильно неравновесных состояний и свойств хаотизированных систем, обладающих способностью активизировать приспособительные процессы и повышать эффективность овладения новым знанием. Это обосновывается тем, что по нашему мнению, применение в педагогическом процессе одних лишь традиционных технологий (теоретическое изучение материала) нам представляется недостаточно эффективным, так как они не дают возможности в полной мере приблизить старшеклассников к пониманию сущности противодействия экстремальным ситуациям [153, |