Проверяемый текст
Шигаев, Алексей Владимирович; Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях (Диссертация 2004)
[стр. 84]

Мы разделяем ее точку зрения в том, что такая подготовка студентов решает задачу обучения их лишь основам поведения в ЧС террористического характера.
Основным условием антитеррористической подготовки студентов является оптимальный уровень трудностей в решении ими познавательных и практических задач.
Если решаемые задачи слишком просты, не требуют мобилизации всего потенциала
студента и совершенствования его деятельности, их решение возможно без помощи и поддержки преподавателя, то такие учебные задачи не способствуют подготовке к действиям в ЧС террористического характера.
Они не обеспечивают формирования жизненной стойкости, что существенно снижает общую готовность студентов к действиям в ЧС террористического характера.
Опыт преодоления трудностей при поддержке
преподавателя формирует уверенность в своих силах, готовность к самосовершенствованию для того, чтобы трудные ситуации стали более легкими.
Такая подготовка является определенным этапом формирования готовности к действиям в ЧС террористического характера.
Одним из методов, активно применяющихся в экстремальных педагогических технологиях, является метод моделирования рискованных ситуаций.
В сущности, данный метод основан на описании какого-то события с помощью абстрактных символов.
В качестве аргументов в таких описаниях обычно выступают
показатели отдельных качеств индивидов, попавших в террористический акт, а также характеристики техники, внешних условий теракта.
Данный метод выявляет те стечения обстоятельств, которые порождают
террористические акты, таким образом, он обладает способностью к прогнозированию.
Для сбора данных о поражающих факторах в условиях террористического воздействия используются методы моделирования поведения (англ.
«behavior sampling») или моделирования безопасности (англ.
«safety sampling»).
Целесообразно строить модели, описывающие возможность
возник84
[стр. 55]

Необходимо отметить, что ЭПТ это исторически апробированные, достаточно эффективные технологии, которые пока используются в основном в силовых структурах, подразделениях особого риска, отдельных негосударственных образовательных системах, где в процессе обучения необходимо изучать экстремальные условия.
Заметим, что сущность ЭПТ заключается не в том, чтобы привнести в учебно-воспитательный процесс какие-либо дидактические новшества.
Они незаменимы при подготовке к действиям в усложненных условиях, на основании чего их можно отнести к специальным технологиям [59, с.40-45; 154, с.23].
С точки зрения Т.С.
Назаровой, экстремальные ситуации самый надежный способ фиксирования в памяти опыта, обеспечивающего то, что понимается под безопасностью жизнедеятельности, а именно устойчивость личности к воздействию критических ситуаций и сохранение способности действовать в таких условиях осмысленно.
Школьника невозможно в целях его безопасности снабдить инструкциями на все случаи жизни.
Стремление же к выживанию, чувство самосохранения это природные свойства систем, заложенные природой.
С этой точки зрения, экстремальная ситуация как обучающая модель не наше «изобретение», это «подсказка» природы [153, с.6-9].
Одним из методов, активно применяющихся в экстремальных педагогических технологиях является метод моделирования рискованных ситуаций.
В сущности, данный метод основан на описании какого-то события с помощью абстрактных символов.
В качестве аргументов в таких описаниях обычно выступают
такие показатели отдельных качеств индивидов, попавших в несчастный случай, а также характеристики техники, внешних условий несчастного случая.
Данный метод выявляет те стечения обстоятельств, которые порождают
несчастные случаи, таким образом, он обладает способностью к прогнозированию [144, с.21-23].


[стр.,56]

Для сбора данных о побудителях несчастных случаев иногда используются методы моделирования поведения (англ.
«behavior sampling») или моделирования безопасности (англ.
«safety sampling»).
Целесообразно строить модели, описывающие возможность
возникновения несчастного случая в виде функции вероятности целого ряда обуславливающих его событий [74, с.133].
Участники занятий с применением данного метода довольно серьезно относятся к искусственно созданным ситуациям и эмоционально переживают свои успехи и неудачи.
Так, при постановке перед старшими школьниками задачи с моделированием своих действий по возможности проведения спасательной операции навернувшихся из леса товарищей, школьники активно участвуют в разработке и планировании деятельности, связанной с оказанием экстренной помощи потерявшимся, с проработкой всего многообразия вариантов.
По мнению Д.
Дернера, в проблемных ситуациях человеку свойственно подменять действительное положение вещей упрощенными моделями, создающими иллюзию компетентности.
В этом смысле главным в сложной ситуации является не столько задача справится с затруднительной ситуацией, сколько верно ее понять.
Осознание проблемы оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества разнообразных интеллектуальных навыков и, помимо этого, готовности поставить под сомнение собственную самооценку [70, с.7].
Поведение в проблемной ситуации требует ориентации не столько на уже стоящие перед нами сложности, сколько на проблемы, порождаемые нашими собственными действиями.
Иначе говоря, мышление в проблемных ситуациях потому и сложно, что никакие заранее подготовленные рецепты не гарантируют успеха принимаемых нами решений.
Сами по себе знания или техники стимуляции творчества не ведут к улучшению мышления.
Поэтому мы склонны считать, что именно в смоделированных рискованных ситуациях старшие

[стр.,66]

альные.
А такая опасность, по их мнению, невротизирует ребенка гораздо больше, чем опасность реальная.
Чем больше девушкам и юношам рассказывают о «суровой правде жизни», тем меньше им хочется становится активными гражданами, участвовать в этой жизни, менять ее к лучшему [128, с.124-125].
В свою очередь Т.С.
Назарова выражает мнение, что в подготовке старшеклассников к экстремальным ситуациям необходимо решать проблемы психологические, а не изучать максимальное количество различных опасных ситуаций.
Для этого нужны усилия психологов, познания педагогических экстремальных технологий, которые используются в специальных подразделениях силовых ведомств.
Но не следует их копировать.
Человеку часто, чтобы не погибнуть, прежде, всего, требуется просто умение владеть собой в сложных ситуациях, а уж потом определенные знания.
Борясь за свое существование человек, тем не менее, обязан не забывать о необходимости гармонического существования с окружающей средой [154, с.24-26].
Мы разделяем ее точку зрения и считаем, что такая подготовка старших школьников в условиях общеобразовательного учреждения, решает задачу обучения их лишь основам поведения в реальных опасных ситуациях.
Основным условием подготовки к экстремальным ситуациям в педагогическом процессе является оптимальный уровень трудностей, решаемых воспитанниками познавательных и практических проблем.
Если решаемые задачи слишком просты, не требуют мобилизации всего потенциала
старшего школьника, не требуют совершенствования его деятельности, если их решение возможно без помощи и поддержки педагога, то такие учебные задачи не способствуют подготовке к разнообразным экстремальным условиям, не обеспечивают формирования жизненной стойкости, что существенно снижает общую готовность школьников к экстремальным ситуациям.
Опыт преодоления трудностей при поддержке
педагога формирует уверенность в своих силах, готовность к самосовершенствованию для

[Back]