Проверяемый текст
Борытко Н.М., Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001
[стр. 165]

недостатки и т.п.); работа педагогом как вынужденная деятельность, особенно в ситуациях реальной безработицы в небольших городах, когда сложно устроиться на работу по привлекательности для данного человека, и др.
Анализ проведенного социолого-педагогического исследования мотивации деятельности
будущих педагогов-организаторов, итогов анкетирования и других методов диагностики подвиг нас к выявлению интегративного показателя динамики становления профессиональной позиции педагога-организатора воспитательной деятельности.
Не имея опыта самосозидаяия, свободного самоопределения, педагог-организатор не может взять на себя ответственность преобразовывать природу воспитанника, обеспечить отношения педагогической поддержки: раб может воспитать только раба.
Сущностное бытие человека оказывается возможным только как бытие достойное.
Как показывает в своем исследовании В.В.
Кузнецов (1998), достоинство человека это его нравственная позиция сопротивления «давлению жизни», «репрессивности культуры» и «репрессивности социума», которая
со стороны Другого и в самоуважении.
А главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому.

Достоинства человека в истории культуры понималось как его ценность, значимость, определяемая как способность к поступку.
В архаическом и раннеантичном представлении достоинство человека его соответствие занимаемому им месту в социуме, шире соответствие естественному порядку вещей, космическому миропорядку, соответствие индивида «должному».

Позиция автономии и самоутверждения означает право человека диктовать свой собственный закон, следовательно, автономия индивида представляет собой систему выбранных им самим для себя моральных норм и правил социального поведения.
Применяя это положение к профессиональной деятельности педагога,
можно отметить не только указание на актуальность
[стр. 49]

* желание самоутвердиться; * соображения карьеры (набраться опыта для последующего профессионального роста и т.п.); * научно-исследовательский интерес (собрать экспериментальный материал, отработать методику и т.
д.): * решение в процессе работы собственных психологических проблем (бегство от одиночества, попытка преодолеть свои собственные неврозы, коммуникативные недостатки и т.п.); * работа педагогом как вынужденная деятельность, особенно в ситуациях реальной безработицы в небольших городах, когда сложно устроиться наработу по привлекательной для данного человека профессии и др.
Анализ проведенного социолого-педагогического исследования мотивации деятельности
педагогов (подробно см.
п.
2.4.2), итогов анкетирования и других методов диагностики побудил нас к поиску интегративного показателя динамики становления профессиональной позиции педагога-воспитателя.
1.4.3.
Свобода и достоинство педагога как показатели динамики становления его воспитательной позиции Признавая, что в современных условиях в качестве идеала воспитания выдвигается задача свободного развития личности, самоопределение можно также рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс становления личности, а с другой, как результат этого становления, где свое место займет и защищенность, являющаяся разновидностью внутренней свободы человека, его духовным достоинством и внутренним самостоянием.
В связи с этим некоторые исследователи (Г.
А.
Геллер, А.
Н.
Басов и др.) поднимают вопрос о защищенности личности школьника, под которой, в частности, Г.
А.
Геллер (1997, с.
160) понимает "относительно устойчивое, надситуативное чувство собственного достоинства, ощущение своей нужности и значимости в школьных стенах, стремление положительно проявить себя, поддерживаемые и стимулируемые педагогическими средствами".
Автор выделяет в качестве одного из важнейших факторов становления защищенности школьника "помогающие отношения" со стороны педагогов, демократический стиль общения учителей и учеников, эмоционально-нравственное воспитание, включающее развитие эмпатии и рефлексии.
Очевидно, что, не имея опыта самосозидания, свободного самоопределения, педагог не может взять на себя ответственность преобразовывать природу воспитанника, обеспечить отношений педагогической поддержки: раб может воспитать только раба.
Сущностное бытие человека оказывается возможным только как бытие достойное.
Как показывает в своем исследовании В.
В.
Кузнецов (1998), достоинство человека это его нравственная позиция сопротивления "давлению жизни", "репрессивности культуры" и "репрессивности социума", которая
является отражением сущностной человеческой потребности в уважении со стороны Другого и в самоуважении.
А главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому.

Этимология слова "достоинство" помогает сформулировать его концепцию, подтверждая, что достоинство человека в истории культуры понималось как его

[стр.,50]

ценность, значимость, определяемая как способность к поступку.
В архаическом и раннеантичном представлении достоинство человека его соответствие занимаемому им месту в социуме, шире соответствие естественному порядку вещей, космическому миропорядку, соответствие индивида "должному".

Оно связано со словом "стоять", которое по-русски, как по-польски и по-чешски, одновременно значит "стоять неподвижно" и "стоить" (Столович, 1994, с.
8 9).
Позиция автономии и самоутверждения, по В.
В.
Кузнецову (1998, с.
41), означает право человека диктовать свой собственный закон, следовательно, автономия индивида представляет собой систему выработанных им самим для себя моральных норм и правил социального поведения.
Применяя это положение к профессиональной деятельности педагога,
мы видим в нем не только указание на актуальность проблемы становления воспитательной позиции, но и возможность рассматривать достоинство педагога в качестве основного показателя сформированности этой позиции: ведь именно достоинство требует совершения поступка как исполнения должного.
В широком смысле достойное и есть должное.
Про человека, поступившего недостойно, говорят: "Он не должен был так себя вести".
Достоинство педагога это в первую очередь осознание им своей духовной, культурной и социальной ценности.
На этом основаны его требовательность к себе как к человеку и профессионалу, представления о профессионализме и достойном поведении.
В осознании ценности, как показывают многочисленные исследования, решающую роль играет самооценка человека, оценка со стороны Другого и основанная на этом репутация педагога-воспитателя в обществе.
Применяя к исследованию проблемы становления профессиональной позиции педагога-воспитателя выводы В.
В.
Кузнецова (1998), мы относим достоинство педагога к фундаментальным, первичным, смысложизненным ценностям, определяющим индивидуальное бытие человека в культуре и в педагогической реальности, считаем его конструктом пространства воспитательной деятельности педагога.
Либеральное понимание достоинства человека как самоутверждения и самовыражения напрямую относит его к сфере субъектности, которую мы выделили как атрибутивный признак позиции воспитателя.
Позиция, понимаемая как достоинство, по своему содержанию является феноменом, заставляющим человека активно действовать.
Она реализуется в поступке, при условии, что человек не только реализует суверенное право выбора поступка, но и принимает на себя нравственную ответственность за его результаты.
Сферой реализации профессионально педагогической позиции воспитателя является его профессиональная деятельность в социокультурной реальности, которая либо препятствует (в авторитарном, "закрытом" обществе), либо стимулирует (в демократическом "открытом" обществе) формирование его достоинства как человека и профессионала.
В связи с этим, идентификация педагога-воспитателя не только с социальной, культурной, но и с определенной профессиональной общностью рассматривается исследователями (Е.
В.
Бондаревская, Р.
Р.
Валитова, П.
И.
Дзыгвинский, В.
В.
Кузнецов, В.
И.
Пузько, З.
Фрейд, В.
А.
Ядов и др.) в качестве способа осознания достоинства педагога как человека и

[Back]