недостатки и т.п.); работа педагогом как вынужденная деятельность, особенно в ситуациях реальной безработицы в небольших городах, когда сложно устроиться на работу по привлекательности для данного человека, и др. Анализ проведенного социолого-педагогического исследования мотивации деятельности будущих педагогов-организаторов, итогов анкетирования и других методов диагностики подвиг нас к выявлению интегративного показателя динамики становления профессиональной позиции педагога-организатора воспитательной деятельности. Не имея опыта самосозидаяия, свободного самоопределения, педагог-организатор не может взять на себя ответственность преобразовывать природу воспитанника, обеспечить отношения педагогической поддержки: раб может воспитать только раба. Сущностное бытие человека оказывается возможным только как бытие достойное. Как показывает в своем исследовании В.В. Кузнецов (1998), достоинство человека это его нравственная позиция сопротивления «давлению жизни», «репрессивности культуры» и «репрессивности социума», которая со стороны Другого и в самоуважении. А главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому. Достоинства человека в истории культуры понималось как его ценность, значимость, определяемая как способность к поступку. В архаическом и раннеантичном представлении достоинство человека его соответствие занимаемому им месту в социуме, шире соответствие естественному порядку вещей, космическому миропорядку, соответствие индивида «должному». Позиция автономии и самоутверждения означает право человека диктовать свой собственный закон, следовательно, автономия индивида представляет собой систему выбранных им самим для себя моральных норм и правил социального поведения. Применяя это положение к профессиональной деятельности педагога, можно отметить не только указание на актуальность |
* желание самоутвердиться; * соображения карьеры (набраться опыта для последующего профессионального роста и т.п.); * научно-исследовательский интерес (собрать экспериментальный материал, отработать методику и т. д.): * решение в процессе работы собственных психологических проблем (бегство от одиночества, попытка преодолеть свои собственные неврозы, коммуникативные недостатки и т.п.); * работа педагогом как вынужденная деятельность, особенно в ситуациях реальной безработицы в небольших городах, когда сложно устроиться наработу по привлекательной для данного человека профессии и др. Анализ проведенного социолого-педагогического исследования мотивации деятельности педагогов (подробно см. п. 2.4.2), итогов анкетирования и других методов диагностики побудил нас к поиску интегративного показателя динамики становления профессиональной позиции педагога-воспитателя. 1.4.3. Свобода и достоинство педагога как показатели динамики становления его воспитательной позиции Признавая, что в современных условиях в качестве идеала воспитания выдвигается задача свободного развития личности, самоопределение можно также рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс становления личности, а с другой, как результат этого становления, где свое место займет и защищенность, являющаяся разновидностью внутренней свободы человека, его духовным достоинством и внутренним самостоянием. В связи с этим некоторые исследователи (Г. А. Геллер, А. Н. Басов и др.) поднимают вопрос о защищенности личности школьника, под которой, в частности, Г. А. Геллер (1997, с. 160) понимает "относительно устойчивое, надситуативное чувство собственного достоинства, ощущение своей нужности и значимости в школьных стенах, стремление положительно проявить себя, поддерживаемые и стимулируемые педагогическими средствами". Автор выделяет в качестве одного из важнейших факторов становления защищенности школьника "помогающие отношения" со стороны педагогов, демократический стиль общения учителей и учеников, эмоционально-нравственное воспитание, включающее развитие эмпатии и рефлексии. Очевидно, что, не имея опыта самосозидания, свободного самоопределения, педагог не может взять на себя ответственность преобразовывать природу воспитанника, обеспечить отношений педагогической поддержки: раб может воспитать только раба. Сущностное бытие человека оказывается возможным только как бытие достойное. Как показывает в своем исследовании В. В. Кузнецов (1998), достоинство человека это его нравственная позиция сопротивления "давлению жизни", "репрессивности культуры" и "репрессивности социума", которая является отражением сущностной человеческой потребности в уважении со стороны Другого и в самоуважении. А главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому. Этимология слова "достоинство" помогает сформулировать его концепцию, подтверждая, что достоинство человека в истории культуры понималось как его ценность, значимость, определяемая как способность к поступку. В архаическом и раннеантичном представлении достоинство человека его соответствие занимаемому им месту в социуме, шире соответствие естественному порядку вещей, космическому миропорядку, соответствие индивида "должному". Оно связано со словом "стоять", которое по-русски, как по-польски и по-чешски, одновременно значит "стоять неподвижно" и "стоить" (Столович, 1994, с. 8 9). Позиция автономии и самоутверждения, по В. В. Кузнецову (1998, с. 41), означает право человека диктовать свой собственный закон, следовательно, автономия индивида представляет собой систему выработанных им самим для себя моральных норм и правил социального поведения. Применяя это положение к профессиональной деятельности педагога, мы видим в нем не только указание на актуальность проблемы становления воспитательной позиции, но и возможность рассматривать достоинство педагога в качестве основного показателя сформированности этой позиции: ведь именно достоинство требует совершения поступка как исполнения должного. В широком смысле достойное и есть должное. Про человека, поступившего недостойно, говорят: "Он не должен был так себя вести". Достоинство педагога это в первую очередь осознание им своей духовной, культурной и социальной ценности. На этом основаны его требовательность к себе как к человеку и профессионалу, представления о профессионализме и достойном поведении. В осознании ценности, как показывают многочисленные исследования, решающую роль играет самооценка человека, оценка со стороны Другого и основанная на этом репутация педагога-воспитателя в обществе. Применяя к исследованию проблемы становления профессиональной позиции педагога-воспитателя выводы В. В. Кузнецова (1998), мы относим достоинство педагога к фундаментальным, первичным, смысложизненным ценностям, определяющим индивидуальное бытие человека в культуре и в педагогической реальности, считаем его конструктом пространства воспитательной деятельности педагога. Либеральное понимание достоинства человека как самоутверждения и самовыражения напрямую относит его к сфере субъектности, которую мы выделили как атрибутивный признак позиции воспитателя. Позиция, понимаемая как достоинство, по своему содержанию является феноменом, заставляющим человека активно действовать. Она реализуется в поступке, при условии, что человек не только реализует суверенное право выбора поступка, но и принимает на себя нравственную ответственность за его результаты. Сферой реализации профессионально педагогической позиции воспитателя является его профессиональная деятельность в социокультурной реальности, которая либо препятствует (в авторитарном, "закрытом" обществе), либо стимулирует (в демократическом "открытом" обществе) формирование его достоинства как человека и профессионала. В связи с этим, идентификация педагога-воспитателя не только с социальной, культурной, но и с определенной профессиональной общностью рассматривается исследователями (Е. В. Бондаревская, Р. Р. Валитова, П. И. Дзыгвинский, В. В. Кузнецов, В. И. Пузько, З. Фрейд, В. А. Ядов и др.) в качестве способа осознания достоинства педагога как человека и |