Проверяемый текст
Борытко Н.М., Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001
[стр. 168]

внутренней свободы педагога и воспитанника в либеральной традиции является толерантность как средство воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями и способами поведения (Д.С.
Милль).
Выявленные закономерности становления воспитательной позиции позволяют обосновать
систему принципов непрерывного образования педагогаорганизатора воспитательной деятельности.
Под принципом, в данном исследовании, понимается руководящая идея, основание системы, позволяющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Становление и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя в направлении ее концептуальности
наиболее успешно протекает при активизации собственной активности (субъектности) педагога и требует его взаимодействия с коллегами и воспитанниками и осознания целей деятельности.
Эти трем условиям соответствуют три ведущих фактора становления профессиональной позиции: рефлексия, самооценка и самосознание.

Поскольку профессионально-педагогическая позиция определена как способ понимания себя в профессии, то важным методологическим основанием для выделения принципов ее формирования явилось положение П.
Риккера о трех уровнях понимания —семантическом, рефлексивном и экзистенциальном.
В связи с этим
положением Н.М.
Борытко (2001) выделяет когнитивный (самооценка), деятельностный (рефлексия) и оценочный (самосознание) аспекты формирования позиции.
На основе сказанного, мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, рефлексивно-оценочный, мотивационный, действенно-практический.
Под когнитивным компонентом становления профессиональной позиции педагога-организатора воспитательной деятельности понимаются процессы и методы, связанные с самооценкой педагога, его представлениями о специфике педагогической деятельности, а также о тех требованиях, которые
[стр. 52]

мира и себя, устремленностью к идеальному, а, в конечном итоге, способностью сопереживать, сочувствовать, сострадать другому человеку.
Таким образом, духовность это свобода личности развивать себя как социальную сущность человека.
Вместе с тем, как считает И.
А.
Колесникова (1991, с.
189 190), свобода учителя тем больше, чем полнее осознаются им на прогностическом уровне реальные возможности достижения цели и чем больше педагогических средств в распоряжении воспитателя, чем больше личные интересы воспитателя совпадают с социально-историческими тенденциями и общественными потребностями.
Профессиональная свобода педагога впрямую зависит от степени сформированности его воспитательной позиции, поскольку именно "внутренний момент самоопределения, верность себе" диктует в профессиональном поведении зависимость действий человека от конкретной ситуации (Рубинштейн, 1976, с.
382).
Выражением же внешней и внутренней свободы педагога и воспитанника в либеральной традиции является толерантность как средство воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями и способами поведения (Д.
С.
Милль).
Выявленные закономерности становления воспитательной позиции позволяют обосновать
концепцию профессиональной подготовки педагога-воспитателя.
1.5.
Концептуальные основания профессиональной подготовки педагогавоспитателя В педагогической теории и практике последнего времени все более широко используют категорию "концепция".
При этом, как правило, сама эта категория никак не определяется, а потому обозначает в различных работах совершенно разнопорядковые явления, что обусловило необходимость определить наше понимание.
В словарно-энциклопедической литературе даются в целом сходные определения концепции.
Концепция (от лат.
conceptio понимание, система) "определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения или ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности" (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000), это "система взглядов на что-н.; основная мысль" (Ожегов, Шведова, 1997).
Под педагогической концепцией мы понимаем систему принципов деятельности педагога по достижению диагностично сформулированной педагогической цели.
Концепция реализуется в практику педагогической деятельности в программах и методиках.
Она определяет исходные позиции педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.
Проектируя системы профессиональной подготовки педагога, большинство авторов исходят из того, что она должна выполнять функцию по передаче социального опыта, который в качестве основных элементов включает, по И.
Я.
Лернеру (1981): систему знаний; способы деятельности; опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
При этом ориентируются главным образом на подготовку учителя-предметника, функция

[стр.,54]

образования, совершенствования сложившихся форм и методов.
Как отмечает А.
И.
Григорьева (1998, с.
2 3), необходимо построение системы подготовки на основе представления о профессиональной позиции педагога-воспитателя, целостно характеризующей его деятельность в сфере воспитания.
Такой подход требует разработки иных, отличных от традиционных, принципов подготовки педагога к воспитательной деятельности в контексте становления его профессионально-личностной позиции.
Обоснованию этих принципов и посвящен настоящий раздел нашего исследования.
Под принципом мы понимаем руководящую идею, основное исходное положение теории или теоретической программы, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован11.
При этом принципы должны проистекать из природы того феномена, по отношению к которому они сформулированы.
Именно этим обстоятельством обусловлена их нормативная роль.
Система методологических принципов, обусловленных целью и основанных на объективных закономерностях ее достижения, как нам представляется, и составляет концепцию деятельности.
Имея целью обеспечить становление и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя в направлении ее концептуальности, мы обнаруживаем, что этот процесс наиболее успешно протекает при активизации собственной активности (субъектности) педагога и требует его взаимодействия с коллегами и воспитанниками и осознания целей деятельности.
Этим трем условиям соответствуют три ведущих фактора становления профессиональной позиции: рефлексия, самооценка и самосознание.

Наши выводы согласуются с выводами других авторитетных исследователей.
Так, Е.
В.
Бондаревская (19951) подчеркивает, что сотрудничество с учителями и студентами, проявляющими активную педагогическую позицию, наблюдения за их деятельностью и общением с учащимися убеждают, что их позиция проявляется в отношении к педагогическому труду как к главному смыслу жизни, в вере в воспитание, активности в защите интересов детей, оказании практической помощи в решении их проблем, способности самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести ответственность за них.
С.
В.
Гринько (1998, с.
14) отмечаяет практически те же условия организации педагогического процесса в педвузе (деятельность, самосознание и самостоятельное профессионально-педагогическое общение), рассматривая проблему адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Поскольку профессионально-педагогическая позиция определена как способ понимания себя в профессии, то важным методологическим основанием для выделения принципов ее формирования явилось положение П.
Риккера о трех уровнях понимания семантическом, рефлексивном и экзистенциальном.
В связи с этими
положениями мы выделяем когнитивный (самооценка), деятельностный (рефлексия) и ценностный (самосознание) аспекты формирования позиции.
Под когнитивным аспектом становления профессиональной позиции педагога

[стр.,55]

воспитателя мы понимаем процессы и методы, связанные с самооценкой педагога, его представлениями о специфике педагогической деятельности, а также о тех требованиях, которые педагогическая профессия предъявляет к учителю.
Согласно генетической концепции деятельности С.
Л.
Рубинштейна этому аспекту становления позиции мы ставим в соответствие учение, особенностью которого является сочетание теоретического и практического познания педагогической профессии с чувственно-эмоциональным и рефлексивным познанием.
На основании положений, высказанных во введении, под деятельностным аспектом мы понимаем метадеятельность, включающую в себя мыследеятельность педагога и рефлексивные процессы становления его профессиональной позиции, осмысление им своих профессиональных ролей.
Базой для рефлексии, несомненно, является собственный опыт педагога, приобретаемый в процессе профессиональной деятельности, педагогической практики или специально организованных игровых упражнений.
Под ценностным аспектом процесса формирования педагогической позиции мы понимаем формирование самосознания, утверждение себя, реализацию профессиональных ценностей в проектировании и осуществлении деятельности.
Ценностно-смысловые ориентации образуют содержательную сторону направленности личности, определяют характер трудовой деятельности педагога и выражают внутреннюю основу его отношения к действительности.
Ценностное освоение деятельности педагога-воспитателя немыслимо без самооценки, самопознания и самоанализа (рефлексии) индивида, т.
е.
все три выделенных аспекта отражают три стороны единого процесса и должны быть детерминированы единой системой принципов.
Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя через формирование рефлексии, самооценки и самосознания как трех форм понимания педагогом своего профессионального бытия, по нашему мнению, обеспечивается соблюдением в профессионально-педагогической подготовке целостной системы трех принципов: рефлексивности, интерактивности и проективного подхода.
1.5.1.
Рефлексивность: осмысление собственного опыта Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую основу формирования позиции является краеугольным принципом нашей концепции профессионально-педагогической подготовки.
Как полагает Л.
М.
Лузина (1998), "жизнь" воспитанника как способ его бытия, как культурноисторическая реальность и как поток культурно-исторически обусловленных переживаний дана воспитателю "переживанием".
Переживание понимается не чисто эмоционально, в нем содержится момент, названный "осознанностью".
Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания.
"Переживание" дает материал для рефлексии.
На основе опыта "переживаний", приобретенного в прошлой жизни, воспитатель получает способность понимать другого, и только потому, что ему "знакомы" аналогичные переживания, он уже когда-то пережил нечто подобное.
Этот опыт переживаний получил название "жизненного опыта" как

[Back]