педагогическая профессия предъявляет к педагогу. Под деятельностным компонентом понимается метадеятельность, включающая в себя: мысяедеятельность педагога и рефлексивные процессы становления его профессиональной позиции, осмысление им своих профессиональных ролей. Базой для рефлексии является собственный опыт педагога, приобретаемый в процессе профессиональной деятельности, педагогической практики или специально организованных игровых упражнений. Под ценностным компонентом процесса подготовки будущих специалистов к воспитательной деятельности понимается формирование самосознания, утверждение себя, реализацию профессиональных ценностей в проектировании и осуществлении деятельности. Ценностно-смысловые ориентации образуют содержательную сторону направленности личности, определяют характер трудовой деятельности педагога и выражают внутреннюю основу его отношения к действительности. Ценностное освоение деятельности педагога-организатора воспитательной деятельности связано с самооценкой, самопознанием и самоанализом (рефлексией) индивида, т.е. со всеми тремя выделенными аспектами, отражающими стороны единого процесса и имеющие единую систему принципов. Целостная система совокупности принципов (аксиологический, культурологический, гуманистический, системности, деятельностный, компетентности, рефлексивности, интерактивности и проективности) должна соблюдаться в профессиональной подготовке будущих педагогов-организаторов воспитательной деятельности. Так для рефлексии воспитателю дает материал жизненный опыт. Именно на нем в дальнейшем формируется способность понимать Другого, но в Других мы понимаем в основном то, что уже научились понимать в себе. Чем многограннее полученный личностный (в т.ч. профессиональный) опыт, тем более интересной, насыщенной может быть организация воспитательной деятельности педагогом со своими воспитанниками, по подготовке их к |
воспитателя мы понимаем процессы и методы, связанные с самооценкой педагога, его представлениями о специфике педагогической деятельности, а также о тех требованиях, которые педагогическая профессия предъявляет к учителю. Согласно генетической концепции деятельности С. Л. Рубинштейна этому аспекту становления позиции мы ставим в соответствие учение, особенностью которого является сочетание теоретического и практического познания педагогической профессии с чувственно-эмоциональным и рефлексивным познанием. На основании положений, высказанных во введении, под деятельностным аспектом мы понимаем метадеятельность, включающую в себя мыследеятельность педагога и рефлексивные процессы становления его профессиональной позиции, осмысление им своих профессиональных ролей. Базой для рефлексии, несомненно, является собственный опыт педагога, приобретаемый в процессе профессиональной деятельности, педагогической практики или специально организованных игровых упражнений. Под ценностным аспектом процесса формирования педагогической позиции мы понимаем формирование самосознания, утверждение себя, реализацию профессиональных ценностей в проектировании и осуществлении деятельности. Ценностно-смысловые ориентации образуют содержательную сторону направленности личности, определяют характер трудовой деятельности педагога и выражают внутреннюю основу его отношения к действительности. Ценностное освоение деятельности педагога-воспитателя немыслимо без самооценки, самопознания и самоанализа (рефлексии) индивида, т. е. все три выделенных аспекта отражают три стороны единого процесса и должны быть детерминированы единой системой принципов. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя через формирование рефлексии, самооценки и самосознания как трех форм понимания педагогом своего профессионального бытия, по нашему мнению, обеспечивается соблюдением в профессионально-педагогической подготовке целостной системы трех принципов: рефлексивности, интерактивности и проективного подхода. 1.5.1. Рефлексивность: осмысление собственного опыта Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую основу формирования позиции является краеугольным принципом нашей концепции профессионально-педагогической подготовки. Как полагает Л. М. Лузина (1998), "жизнь" воспитанника как способ его бытия, как культурноисторическая реальность и как поток культурно-исторически обусловленных переживаний дана воспитателю "переживанием". Переживание понимается не чисто эмоционально, в нем содержится момент, названный "осознанностью". Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. "Переживание" дает материал для рефлексии. На основе опыта "переживаний", приобретенного в прошлой жизни, воспитатель получает способность понимать другого, и только потому, что ему "знакомы" аналогичные переживания, он уже когда-то пережил нечто подобное. Этот опыт переживаний получил название "жизненного опыта" как |