Проверяемый текст
Борытко Н.М., Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001
[стр. 172]

анализ помогают обнаружить и осознать типичные затруднения в своей работе.
Использование видеотехники в таких упражнениях позволяет педагогам как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть себя глазами ребенка, его родителей, коллег.
Оказалось, что многие никогда ранее не задумывались о том, как их воспринимают окружающие, не понимали, что причина их профессиональных неудач может быть скрыта в неадекватной мимике, жестикуляции, неудачном подборе
одежде, прически и т.д.
в недостаточном внимании к своему образу.

Принцип рефлексивности в профессионально-педагогической подготовке воспитателя предъявляет к методам, средствам, организационным формам профессионально-педагогической подготовки требование быть методами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации.
Он
предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.
Данный принцип показывает ограниченность естественнонаучной парадигмы в познании духовной реальности.
Важным моментом подготовки педагога-организатора воспитательной деятельности является ее интерактивный характер, вытекающий из представлений о ценности процесса самостановления педагога-мастера, о формировании его собственного отношения к педагогической профессии (Ю.П.
Азаров, Ш.А.
Амонашвили, Т.
Гордон, К.М.
Левитан и др.), когда «нельзя научить — можно лишь научиться».

Определение в позиции как системе отношений складывается в процессе совместной деятельности.
Поскольку содержанием воспитательной деятельности является педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка, то и содержанием подготовки к воспитанию должно являться интерактивное взаимодействие, включающее использование методов, форм и средств воспитания диалогического характера, предоставляющих педагогу (школьнику, студенту)
[стр. 58]

учителем себя и своей профессиональной деятельности в целом как способа осуществления своего целостного Я.
Профессиональная рефлексия обеспечивает готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмысливать стереотипы своего профессионального и личностного опыта.
В рефлексивных формах работы формируется и способность педагога к диалогическому мышлению.
Диалог внешний как диалог сознаний-культур доступен лишь тому, кто способен к диалогическому мышлению, общению с самим собой, как с Другим.
Без культуры общения с собой Я буду Другого убеждать, поучать, переводить в свою веру, культуру или уничтожать его инаковость какими-то другими средствами.
Диалог это способ бытия: "Быть значит общаться диалогически" (М.
М.
Бахтин).
А значит диалог это и способ воспитания, т.
е.
диалогичность должна быть составной частью воспитательной позиции.
Сочинение педагогических эссе, выполнение рефлексивных заданий типа "Напишите тост, который произнесет кто-то из ваших коллег, когда вы будете уходить на пенсию", описание ситуаций своей ученической жизни с позиций учителя подобные упражнения способствуют обращению к рефлексии своего ментального опыта даже у школьников и студентов.
Наши исследования показывают, что педагоги в большинстве случаев затрудняются выделить специфические педагогические проблемы в своей деятельности, сформулировать их и соотнести по значимости.
Игровые ситуации, специальные упражнения и их последующий анализ помогают обнаружить и осознать типичные затруднения в своей работе.
Использование видеотехники в таких упражнениях позволяет педагогам как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть себя глазами ребенка, его родителей, коллеги.
Оказалось, что многие никогда ранее не задумывались о том, как их воспринимают окружающие, не понимали, что причина их профессиональных неудач может быть скрыта в неадекватной мимике, жестикуляции, неудачном подборе
одежды, прически и т.д.
в недостаточном внимании к своему образу.

Анализируя способы раскрытия и развития воспитательного потенциала педагога, И.
А.
Колесникова (1991, с.
135 136) приходит к выводу о необходимости специального психологического тренинга, который на этапе вузовской подготовки помогал бы предотвращать появление типичных противоречий, вырабатывать индивидуальный стиль построения методов воспитания.
Мы считаем, что рефлексивный тренинг должен стать принципом подготовки педагога на всех этапах системы его непрерывного профессионального образования.
Рефлексия относительно целесообразности своих действий в этом случае способствует непрерывному повышению технологичности воспитательной деятельности.
Принцип рефлексивности в профессионально-педагогической подготовке воспитателя предъявляет к методам, средствам, организационным формам профессионально-педагогической подготовки требование быть методами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации.
Он


[стр.,59]

предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.
Он означает признание ограниченности естественнонаучной парадигмы в познании духовной реальности.
1.5.2.
Интерактивность: через со-переживание к со-знанию Интерактивных характер подготовки педагога к воспитательной деятельности вытекает из представлений о ценности процесса самостановления учителямастера в педагогическом взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к педагогической профессии (Ю.
П.
Азаров, Ш.
А.
Амонашвили, Т.
Гордон, К.
М.
Левитан и др.), когда "нельзя научить можно лишь научиться".

Позиция как система отношений и складывается в системе отношений в процессе совместной деятельности.
При этом важно не только единство целей активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
Становление позиции происходит успешно, если отношение педагога к целям совместной с ним деятельности в процессе его профессиональной подготовки характеризуется осознанием их культурной и социальной значимости, личностным принятием и превращением в мотивы деятельности, а отношения между студентом (учителем) и преподавателем (руководителем курсов) по поводу этих целей характеризуются взаимопониманием, эмоционально положительными переживаниями, готовностью содействовать друг другу.
Поскольку содержанием воспитательной деятельности является педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка, то и содержанием подготовки к воспитанию должно являться интерактивное взаимодействие, включающее использование методов, форм и средств воспитания диалогического характера, предоставляющих педагогу (школьнику, студенту)
возможность свободной диалогической самореализации в общении с преподавателем, миром культуры, с самим собой.
Подобные методы диалогического взаимодействия успешно реализуются при дискуссионном обсуждении "человековедческих" знаний и методов познания с целью их педагогической интерпретации, идентификации и модификации (Л.
М.
Лузина) с учетом единства общего, особенного и единичного в познании человека.
В обозначении данного принципа мы используем термин "интерактивность", а не "диалогичность", чтобы подчеркнуть необходимость эмоционального единства как условия успешного взаимодействия: цели совместной деятельности и ее разнообразное содержание должны строиться на взаимопонимании, эмоциональном принятии друг друга и благоприятных взаимоотношениях.
Не сами методы и формы организации профессиональной подготовки способствуют становлению педагогической позиции, а отношения, которые возникают по их поводу и в процессе их применения: между педагогами и преподавателями, педагогами и воспитанниками, самими педагогами, между преподавателями, наконец12.
Сам термин "интерактивность" предполагает совместность деятельности (более широко активности), т.
е.
субъект-субъектные отношения.
При этом нам представляется важным замечание Н.
Ф.
Радионовой (1989, с.
60), высказанное, правда, по отношению к старшеклассникам, но не менее

[Back]