Содержательный компонент: осуществляется цель освоения духовных педагогических ценностей в рамках теоретических нормативных и специальных курсов, позволяющих синтезировать, опираясь на общекультурную, философскую, предметпую профессиональную подготовку, педагогические знания о человеке, духовности, общечеловеческих и национальных ценностях; составить целостную картину представлений о путях формирования ценностных ориентиров на основе знаний историко-педагогического, аксиологического, философско-педагогического, социально-педагогического, этико-педагогического планаЗнаний о механизмах воздействия произведений искусства на развитие психических процессов и функций, на духовное формирование. При этом занятия строятся с учетом ориентации на приоритетное развитие творческой активности будущего педагога-воспитателя (использование метода погружение при одновременном изучении педагогической проблемы в рамках сразу нескольких педагогических дисциплин, составляющих психолого-педагогичсский модуль: «Философия и история образования» «Сравнительная педагогика» «Гуманистические традиции педагогики и формирование системы ценностей»; «Философия и история образования» «Педагогическая этика» «Социальная педагогика» «Теория и практика воспитательной деятельности». Это помогает создать картину постановки, философско-психолого-педагогической разработки проблемы идеала, системы ценностей, представления о целостности духовного педагогического знания. На стимулирование творческого осмысления педагогических духовных ценностей ориентировано использование лекциидиалога, обзорных лекций, конференций-семинаров, семинаров-дискуссий, метода проектов на семинарах, работа подвижных творческих групп, моделирования, проигрывание педагогических ситуаций. Результатом выступает достаточно высокое качество знаний, их открытость и мобильность, интерес к проблеме ценностей. |
духовного мира, от способности тактично сотрудничать с воспитуемым, развитии его духовного мира. Мы учитывали позицию Е. П. Белозерцева в отношении значимости индивидуального профессионального стиля педагогической деятельности учителя, что этот стиль складывается как совокупность личностных характеристик и совокупность педагогических взглядов, установок, технологии труда, манеры общения, поднимается до мастерства в процессе взаимодействия с другим «я». При построении модели формирования и развития духовности мы за основу приняли идеи исследований Е. Н. Богданова, А. А. Деркача, В. А. Сластенина. Теоретическая модель формирования и развития духовности включает основные структурные компоненты: содержательный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический. Конценптуальная модель строится на взаимосвязи структурных компонентов , каждый из которых, имея собственную функцию, содержание, технологическую особенность, реализует часть общей цели формирования и развития духовност и будущего учителя. Мотивационно-ценностный компонент: осуществляет цель — развитие ценностного отношения к формированию своего внутреннего духовного мира, ценностного отношения к духовному миру школьника, к деятельности, направленной на формирование духовности. Реализуется на основе формирующейся мировоззренческой картине, философских, этических, психолого-педагогических знаний через содержание изучаемых курсов и в процессе практической воспитательной деятельности. В процессе самопознания, изменения рангов ценностей происходит превращение имеющих общественное значение стимулов, мотивов профессионального развития во внутреннюю цель духовного самосовершенствования. Содержательный компонент: осуществляется цель освоения духовных педагогических ценностей в рамках теоретических нормативных и специальных курсов, позволяющих синтезировать, опираясь на общекультурную, философскую, предметную ирофессиональ197 ную подготовку, педагогические знания о человеке, духовности, общечеловеческих и национальных ценностях; составить целостную картину представлений о путях формирования духовности на основе знаний историко-педагогического, аксиологического, философско-педагогического, социально-педагогического, этико-педагогического плана, знаний о механизмах воздействия произведений искусства на развитие психических процессов и функций, на духовное формирование. При этом занятия строятся с учетом ориентации на приоритетное развитие творческой активности будущего учителя (использование метода погружения при одновременном изучении педагогической проблемы в рамках сразу нескольких педагогических дисциплин, составляющих психолого-педагогический модуль: «Философия и история образования» — «Сравнительная педагогика» — Гуманистические традиции русской педагогики и формирование духовности» — «Педагогика психического развития»; «Философия и история образования» — «Педагогическая этика» — «Социальная педагогика» — «Педагогика и психология общения». Это помогает создать картину постановки, философскопсихолого-педагогической разработки проблемы духовности, представления о целостности духовного педагогического знания. На стимулирование творческого осмысления педагогических духовных ценностей ориентировано использование лекции-диалога, обзорных лекций, конференций-семинаров, семинаров-дискуссий, метода проектов на семинарах, работа подвижных творческих групп, моделирования, проигрывание педагогических ситуаций. Результатом выступает достаточно высокое качество знаний, их открытость и мобильность, интерес к проблеме духовности. Деятельностно-практический компонент: осуществляется цель формирования и совершенствования умений и навыков организации внеклассной воспитательной деятельности этической, эстетической направленности с учетом специфики возрастных категорий школьников и возможности ситуации успеха каждому, гуманного педагогического общения, в основе которого заложена духовно-нравственная перспектива, уважение и ценно198 |