Духовность педагога-организатора имеет аксиологический, * содержательный, деятельностный компоненты. На последовательных этапах формирования происходит целенаправленное воздействие на эти компоненты. 1.этап овладение основами педагогических знаний, формирование установки на самосознание; 2 этап — овладение аксиологическими, философско-педагогическими знаниями, на основе которых развивается ценностное отношение к духовному миру субъектов педагогического процесса; 3 этап включенность в практическую деятельность. В опытноэкспериментальную работу соответствующего направления, развитие готовности к творческой деятельности в воспитании духовности личности воспитанника. Частными педагогическими условиями, непосредственно влияющими на эффективность формирования ценностных ориентаций личности будущего педагога-организатора являются: 1)в ходе ориентации будущих педагогов-организаторов на педагогические ценности, стимулировать развитие у них рефлексивной позиции; 2)при организации деятельности студентов использовать возможности современных образовательных и воспитательных технологий; 3)на каждом этапе профессионального становления включать студента в лидирующий вид ценностно-значимой для него деятельности. Констатирующий эксперимент был поставлен с целью выявления уровня сформированности ценностных ориентаций личности будущих педагоговорганизаторов, выявления уровня теоретической подготовки студентов первой и второй ступеней обучения в педагогическом колледже, педагогическом университете к истинно ценностному самосовершенствованию, к 1 осуществлению работы со школьниками по формированию ценностных 205 |
ская деятельность направлена на развитие потребности в духовном самосовершенствовании. Целевая направленность выделенных компонентов состоит в реализации единства, системности теоретико-практической профессиональной психологопедагогической подготовки будущего учителя к формированию духовности школьников. Она предполагает разрешение алгоритмов: — акту&тизация потребности в самопознании духовного мира как предпосылки формирования духовности; — формирование гуманистической установки на ценностное отношение к своей духовности и духовному миру школьников на основе полученных знаний; — активное творческое освоение духовных ценностей; — актуализация потребности в стремлении к духовному; — приобретение и развитие профессиональных навыков духовноформирующей воспитательной деятельности через включение в реальный педагогический процесс; — рефлексия педагогической деятельности в данном направлении, профессиональная самоактуализация в воспитательной работе, развитие потребности в духовном самосовершенствовании. Духовность будущего учителя имеет аксиологический, содержательный, деятельностный компоненты. На последовательных этапах формирования происходит целенаправленное воздействие на эти компоненты. 1 этап — овладение основами педагогических знаний, формирование установки на самопознание; 2 этап — овладение аксиологическими, философско-педагогическими знаниями, на основе которых развивается ценностное отношение к духовному миру субъектов педагогического процесса; 3 этап — включение в практическую педагогическую деятельность, в опытноэкспериментальную работу соответствующего направления, развитие готовности к творческой деятельности в воспитании духовности личности школьника. 200 уровня теоретической подготовки студентов первой и второй ступеней обучения в педагогическом университете к духовному самосовершенствованию, к осуществлению работы со школьниками по воспитанию духовности личности, развития уровня духовно-нравственной воспитанности школьников. Программа эксперимента была разработана на основе выстроенной модели. На основе значительного опыта работы в вузе было составлено представление о будущих учителях, их подготовленности к воспитательной работе. Были определены методы исследования. На начальном этапе было проведено анкетирование студентов-первокурсников и студентов первого года обучения на второй ступени. Интерес к вопросам духовности проявляют 60% первокурсников и 66% студентов первой ступени, а интерес к своему духовному миру характерен для 64% первокурсников и 69% выпускников первой ступени, проявление интереса иногда — 33% и 30% соответственно. Анализ ответов на вопрос о содержательной стороне духовности, внутреннего духовного мира показали, что 48% не смогли дать ответ, среди 52% попытавшихся определить, что они понимают под духовностью, можно выделить группы ответов: образованность — 26% нравственность — 30% воспитанность — 11% гуманность — 11% общую культуру — 17% веру в Бога — 5% Интересно, что содержательные представления о духовносги и выпускников первой ступени практически не изменились, наиболее часто встречались ответы, в которых под духовностью понималась нравственность. Анализ содержания ответов студентов позволил сделать вывод о необходимости включения в содержание педагогической подготовки теоретических вопросов, касающихся духовности личности будущего учителя. Для формирования и развития духовности будущего учителя важно было выяснить отношение студентов к познанию своего внуфеннего мира и мотива202 |