Проверяемый текст
Макарова, Валентина Александровна; Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2001)
[стр. 213]

-мотивационный (понимание необходимости данного вида деятельности и положительное к нему отношение, духовно-нравственные установки); -ценностный (духовный идеал, духовные интересы, гуманистические ориентированное отношение к духовному миру ребенка как высшей ценности в профессиональной деятельности); -когнитивный (знания о духовных культурных ценностях, общечеловеческих, национальных, о нравственных категориях.
О нормах
педагогический этики); -эмоциональный (способность чувствовать, испытывать удовлетворение от восприятия культурных ценностей, способность к сопереживанию, в отношениях с воспитуемыми, окружающими); -деятельностный (активное самосовершенствование, профессиональное саморазвитие в формировании ценностных ориентаций личности воспитанников).
Формирование ценностных ориентаций, выработка собственной духовнонравственной позиции связана с присущей психически развитому человеку морально-этической рефлексивностью, развитие которой зависит от развитости психики.
В.П.Кобляков отмечает в качестве особенности моральной рефлексии обоснование моральных позиций, решений на основе самоанализа морального сознания и поведения, которая может перейти в этическую рефлексию как теоретическое осмысление сути моральных императивов, т.к.
репродуктивная и продуктивная
функции предполагают и осознание морального императива, и определение своего отношения.
Морально-этическая рефлексия поэтому была определена как показатель
восприятия системы ценностей педагогаорганизатора, а также как критерий готовности к воспитанию духовности учащихся.
Таким образом, показателями ценностных ориентаций личности педагога-организатора выступали: гуманистические ценностные ориентации в воспитательной деятельности; наличие знаний и представлений о духовных
[стр. 17]

профессиональной деятельности, к себе, как активное целенаправленное освоение духовных ценностей, творчески активное духовно-нравственное самосовершенствование в стремлении к духовному идеалу.
3.
Показатели развития духовности будущего учителя: — динамика личностных изменений (прежде всего, роли, места, содержания ценностных ориентаций в структуре личности), творческая активность в познании и освоении духовных культурных ценностей, сформированность ценностного отношения к развитию своей духовности и духовною мира школьника; — духовно-нравственная активность как личностная особенность в определении своих духовных идеалов и ценностей, в формировании потребности следовать им и руководствоваться в профессиональной деятельности: — ориентированность на духовное самосовершенствование, на развитие своей профессиональной культуры; — педагогическая готовность к формированию и развитию духовности школьников, проявление нравственной чистоты, гуманизма, ответственности.
4.
Структура духовности будущего учителя, которую составляют взаимосвязанные компоненты: мотивационный (понимание необходимости данного вида деятельности и положительное к нему отношение, духовно-нравственные установки); ценностный (духовный идеал, духовные интересы, гуманистически ориентированное отношение к духовному миру ребенка как высшей ценности в профессиональной деятельности); когнитивный (знания о духовных культурных ценностях, общечеловеческих, национальных, о нравственных категориях, о нормах педагогической этики); эмоциональный (способность чувствовать, испытывать удовлетворение or восприятия высших культурных ценностей, способность к сопереживанию в отношениях с воспитуемыми, окружающими); деятельностный (активное самосовершенствование, профессиональное саморазвитие в формировании духовности личности школьников).
5.
Педагогические условия, способствующие успешному формированию и развитию духовности: целенаправленная организация занятий педагогического

[стр.,210]

щий, что нравственно-профессиональные качества субъекта педагогической деятельности формируются и проявляются в практической педагогической и учебно-профессиональной деятельности, когда поэтапно и формируется професионально-нравственная культура.
Содержательно-качественное позитивное развитие духовности определялось критериями философско-педагогического плана (гуманистически ценностная ориентация, ценностное отношение к духовности и духовному миру учащегося, стремление к духовному самосовершенствованию и к профессиональному творческому развитию).
Структуру духовного развития будущего учителя составляют компоненты: — мотивационный (понимание необходимости данного вида деятельности и положительное к нему отношение, духовно-нравственные установки); — ценностный (духовный идеал, духовные интересы, гуманистически ориентированное отношение к духовному миру ребенка как высшей ценности в профессиональной деятельности); — когнитивный (знания о духовных культурных ценностях, общечеловеческих, национальных, о нравственных категориях, о нормах педагогической этики); — эмоциональный (способность чувствовать, испытывать удовлегворение от восприятия высших культурных ценностей, способность к сопереживанию в отношениях с воспитуемыми, окружающими); — деятельностный (активное самосовершенствование, профессиональное саморазвитие в формировании духовности личности школьников).
Духовное формирование, выработка собственной духовно-нравственной позиции связана с присущей психически развитому человеку моральноэтической рефлексивностью, развитие которой зависит от развитости психики.
В.
П.
Кобляков отмечает в качестве особенности моральной рефлексии обоснование моральных позиций, решений на основе самоанализа морального сознания и поведения, которая может перейти в этическую рефлексию как теоретическое осмысление сути моральных императивов, т.
к.
репродуктивная и продуктивная
210

[стр.,211]

функции предполагают и осознание морального императива, и определение своего отношения.
Морально-этическая рефлексия поэтому была определена как показатель
развития духовности будущего учителя, а также как критерий готовности к воспитанию духовности школьников.
Таким образом, показателями развития духовности будущего учителя выступали: — гуманистические ценностные ориентации в воспитательной деятельности; — наличие знаний и представлений о духовных ценностях; — ценностное отношение к духовности, к духовному миру школьника; — морально-этическая рефлексия, способность руководствоваться стойкими моральными принципами, убеждениями, соответствующими гуманистическим общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, человечность, терпимость, долг); — стремление к духовному самосовершенствованию, — готовность к воспитанию духовности личности школьника.
Кригериями готовности к воспитанию духовности школьников явились: проявление в процессе теоретической педагогической подготовки и практики таких качеств духовности, как нравственная чистота, способность к профессиональному саморазвитию, творческому использованию знаний, технологий воспитания, диагностических умений, умения руководствоваться гуманными принципами во взаимоотношениях с детьми, позитивный настрой, проявление ответственности, гражданственности, человечности, терпимости.
Стремление к профессиональной самоактуализации в воспитательной деятельности, т.
е.
творчество, поиск «себя», своего индивидуального стиля педагогической деятельности и одновременно стремление к раскрытию своего духовного потенциала в воспитании духовности учащихся выступало значимым критерием и формирования духовност и будущего учителя, и готовности к соответствующей деятельности в школе.

[Back]