Проверяемый текст
Макарова, Валентина Александровна; Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2001)
[стр. 214]

ценностях; ценностное отношение к духовности, к духовному миру воспитанника; морально-этическая рефлексия, способность руководствоваться стойкими моральными принципами, убеждениями, соответствующими гуманистическим общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, человечность, терпимость, долг); стремление к духовному самосовершенствованию; готовность к воспитанию духовности личности учащегося.
Критериями эффективности процесса формирования ценностных ориентаций личности является высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, выражающийся в сформированности ценностных ориентаций личности, готовности к формированию идеалов, системы ценностных ориентаций личности у себя, у воспитанников, собственное саморазвитие педагога, особенностями которого выступают: демократический стиль общения, осознанное стремление к самосовершенствованию, наличие деятельностно-практического компонента.
Стремление к профессиональной самоактуализации в воспитательной деятельности, т.е.
творчество, поиск «себя», своего индивидуального стиля педагогической деятельности и одновременно стремление к раскрытию своего духовного потенциала в
формировании ценностных ориентаций у учащихся, выступало значимым критерием и формирования ценностных ориентаций будущего педагога-организатора, и готовности к соответствующей деятельности в образовательном учреждении.
Таким образом, главными особенностями духовной личности
педагогаорганизатора можно считать интеллектуальное, этическое, нравственное богатство, полноценное развитие психики, свободу выбора нравственной линии поведения, образа мыслей, ответственность при внутренней свободе, гуманистическую направленность, гуманистические ценностные ориентации, творческое стремление к самосовершенствованию.
[стр. 14]

V отношения к практическому оиьиу отечественной школы, педагогической духовно-формирующей гуманистической воспитательной деятельности, являющейся развивающей но отношению к духовному миру и ученика, и будущего учителя.
Разработана на основе педагогической концепции теоретическая модель формирования и развития духовности будущего учителя, которая включает ос* новные структурные компоненты: содержательный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический, позволяет проводить диагностику готовно* сти студента-педагога к осуществлению соответствующей деятельности в школе, развивать коммуникативные способности.
Выявлены критерии формирования и развития духовности будущего учителя, в качестве которых выступают гуманистические ценностные ориентации в профессиональной воспитательной деятельности, наличие знаний и представлений о духовных ценностях, структурные составляющие профессионально-педагогической деятельности, такие как морально-этическая рефлексия, способность руководствоваться в поведении стойкими моральными f принципами, убеждениями, соответствующими гуманистическим национальным и общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, человечность, долг, свобода, терпимость), стремление к духовному самосовершенствованию: профессионализм знаний, технологических умений: структурные компоненты жизнеотношений нравственного, рефлексивного, творческого плана.
Критериями позитивного развития готовности будущего учителя к формированию духовности личности школьников являются проявление в процессе теоретической педагогической подготовки и практики таких качеств духовности, как нравственная чистота, способность к профессиональному саморазвитию, творческому использованию знаний, технологий воспитания, диагностических умений, умения руководствоваться гуманными принципами во взаимо14

[стр.,211]

функции предполагают и осознание морального императива, и определение своего отношения.
Морально-этическая рефлексия поэтому была определена как показатель развития духовности будущего учителя, а также как критерий готовности к воспитанию духовности школьников.
Таким образом, показателями развития духовности будущего учителя выступали: — гуманистические ценностные ориентации в воспитательной деятельности; — наличие знаний и представлений о духовных ценностях; — ценностное отношение к духовности, к духовному миру школьника; — морально-этическая рефлексия, способность руководствоваться стойкими моральными принципами, убеждениями, соответствующими гуманистическим общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, человечность, терпимость, долг); — стремление к духовному самосовершенствованию, — готовность к воспитанию духовности личности школьника.
Кригериями готовности к воспитанию духовности школьников явились: проявление в процессе теоретической педагогической подготовки и практики таких качеств духовности, как нравственная чистота, способность к профессиональному саморазвитию, творческому использованию знаний, технологий воспитания, диагностических умений, умения руководствоваться гуманными принципами во взаимоотношениях с детьми, позитивный настрой, проявление ответственности, гражданственности, человечности, терпимости.
Стремление к профессиональной самоактуализации в воспитательной деятельности, т.
е.
творчество, поиск «себя», своего индивидуального стиля педагогической деятельности и одновременно стремление к раскрытию своего духовного потенциала в
воспитании духовности учащихся выступало значимым критерием и формирования духовност и будущего учителя, и готовности к соответствующей деятельности в школе.


[стр.,212]

Таким образом, главными особенностями духовной личности будущего учителя можно считать интеллектуальное, этическое, нравственное богатство, полноценное развитие психики, свободу выбора нравственной линии поведения, образа мыслей, ответственность при внутренней свободе, гуманистическую направленность, гуманистические ценностные ориентации, творческое стремление к самосовершенствованию.
Процесс духовного становления личности будущего учителя длительный и противоречивый и не заканчивается, естественно, обучением в вузе, но тем не менее, нельзя не учитывать положение, доказанное социологами, что базовые потребности в основном складываются примерно к 20 годам, претерпевая затем изменения больше в отношении изменения ранга ценностей.
Как сложный динамичный процесс формирования духовности будущего учителя включает освоение духовных ценностей культуры, нравственных, профессиональных знаний, формирования убеждений, умений, навыков, профессионально-воспитательной деятельности, способности к творчеству их применения.
В процессе формирования и развития духовности будущего учителя мы выделили 3 этапа: 1.
Актуализация познания своею внутреннего мира на основе приобретаемых философских, психолого-педагогических знаний и умений.
2.
Овладение будущим учителем теоретическими знаниями аксиологического, философско-педагогического плана, на основе которых развивается ценностное отношение к духовному миру субъектов педагогического процесса.
3.
Развитие готовности к воспитанию духовности личности учащегося через включение в опытно-экспериментальную работу соответствующей направленности, включение в практическую педагогическую деятельность.
Готовность включает положительное отношение к воспитательной деятельности, качества, адекватные профессиональной деятельности, профессионально значимую развитость психических процессов, необходимые знания, уме212

[Back]