Глава Ш . ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ • ЦЕНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Модель системы формирования ценностных ориентаций личности у будущих педагогов к выполнению функций организатора воспитательной деятельности Анализ сложившегося содержания педагогической подготовки педагога в системе непрерывного образования показывает, что она, во-первых, имеет ярко выраженный «знаниевоцентристский» характер и практически не учитывает фактора индивидуальности воспитанников и самих педагогов; во-вторых, в программах не отражена идея непрерывности и преемственности педагогической подготовки педагога; в-третьих, содержание формируется стихийно, в зависимости от пристрастий разработчиков программ и без должного теоретического их обоснования. В традиционном профессиональном образовании преобладают методы, основанные на трансляции культуры (говорении текстов) или демонстрации образцов действий в определенных условиях и обстоятельствах. При этом профессионально-педагогическая культура понимается как статическое и оформленное содержание, которое не может измениться и отношении которого возможно лишь совершенствование способов объяснения и демонстрации. Следствием этого, как доказано в многочисленных исследованиях, становятся механические модели профессиональной подготовки. Основная их особенность в том, что транслируемое в них содержание представляется как набор произвольно подобранных фактов, относительно которых должны быть выстроены предметные действия, а не как содержание, формирующееся в самом процессе профессиональной подготовки. 222 |
мы относим отбор содержания образования, способствующего становлению субъектности педагога; единство принципов профессиональной подготовки на всех ступенях непрерывного образования педагога; нацеленность профессионального образования на саморазвитие педагога; технологическую обеспеченность программ профессиональной подготовки; стадийность и соответствующую этим стадиям дифференциацию содержания, форм, методов обучения; запрет на популизм в профессионально-педагогической подготовке. Часть 2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕБЯ: НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА Жить значит непрестанно рождаться. М. Жуандо Анализ сложившегося содержания педагогической подготовки учителя в системе непрерывного образования показывает, что она, во-первых, имеет ярко выраженный "знаниевоцентристский" характер и практически не учитывает фактора индивидуальности воспитанников и самих педагогов; во-вторых, в программах не отражена идея непрерывности и преемственности педагогической подготовки учителя; в-третьих, содержание формируется стихийно, в зависимости от пристрастий разработчиков программ и без должного теоретического обоснования. В традиционном профессиональном образовании преобладают методы, основанные на трансляции культуры (говорении текстов) или демонстрации образцов действий в определенных условиях и обстоятельствах. При этом профессионально-педагогическая культура понимается как статическое и оформленное содержание, которое не может измениться и отношении которого возможно лишь совершенствование способов объяснения и демонстрации. Следствием этого, как доказано в многочисленных исследованиях, становятся механистические модели профессиональной подготовки. Основная их особенность в том, что транслируемое в них содержание представляется как набор произвольно подобранных фактов, относительно которых должны быть выстроены предметные действия, а не как содержание, формирующееся в самом процессе профессиональной подготовки. Высказанные соображения объясняют наше обращение к особенностям педагогической деятельности. Согласно исследованиям Н. К. Сергеева (1997, с. 76 79), к ним относятся: * ситуация перманентной неопределенности, неоднозначности, неалгоритмизируемости и связанная с этим импровизация; * огромная роль чувственно-эмоциональной сферы всех участников педагогического взаимодействия (педагога и воспитуемых); * целостный характер педагогической деятельности, неделимость, невозможность "частичного усвоения"; * единство профессионального и личностного начала, в силу чего смысл |