межличностном общении выступает важным критерием, оценивающим духовное позитивное или аномальное развитие личности. Работа студентов в школе в период практикумов и педагогики позволяет формировать навыки использования теоретических знаний о духовности в практической деятельности, непосредственно включаясь либо в опытноэкспериментальную работу со школьниками с целью формирования начал духовности, приобщения к общечеловеческим ценностям, обогащения ценностного опыта, либо организуя в школе воспитательную работу, нацеленную на обогащение и развитие духовного мира учащихся. Программа практикумов по курсам «Педагогические системы и технологии» (II курс), «Теория и практика воспитательной деятельности» (1П курс), «Методика и технология работы педагога-организатора» (TV —V курс) были нацелены на постепенное включение студентов сначала в процессе изучения ценностных ориентаций в воспитание школьников, а затем в непосредственную практическую деятельность в школе. Задания построены с учетом возможности преемственности в воспитательной работе. Студенты выполняли задания по изучению ценностных ориентаций школьников, в частности: проанализировать представления школьников о ценностях человека, ценностях мира, о значимости ценностных отношений у людей, в том числе, понимании моральных норм и проявления в поступках и поведении учащихся, во взаимоотношениях в коллективе. Практикумы позволяли подготовить студентов к выполнению более самостоятельной деятельности в период стажерской педагогической практики на выпускных курсах. Нами были разработаны практические задания, в которых студенты проведи сравнение получаемых данных в классах, работающих с использованием развивающих технологий, и в классах традиционного обучения. Будущие педагоги-организаторы побуждали к анализу и коррекции своих умений по обогащению системы ценностей в представлении |
мание студентов мы обращали на выявление значимых переживаний детей, ценностей и целей. В третьей части диагностического комплекса, относящейся к апперцептивным методикам, студенты ориентировались по рассказам, предлагаемым детям, на изучение мотивов личности, иногда не осознаваемых актуально, на изучение адаптации с использованием рисунка, связываемого с изображением семьи, или рисунка, связываемого со школьной жизнью. Определялась адаптация рассказом с благополучным его окончанием, или же личностная дезадаптация, признаком которой являлось преобладание в рассказе враждебности, конфликтов, аварий, преследований. Эта методика адекватна возрасту, доступна для использования студентами, и подобное изучение личности существенно потому, что отношение к другому в межличностном общении выступает важным критерием, оценивающим духовное позитивное или аномальное развитие личности. Работа студентов в школе в период практикумов и педагогической практики позволяет формировать навыки использования теоретических знаний о духовности личности в практической деятельности, непосредственно включаясь либо в опытно-экспериментальную работу со школьниками с целью формирования начал духовности, приобщения к духовным ценностям, обогащения духовного опыта, либо организуя в школе воспитательную работу, нацеленную на обогащение и развитие духовного мира детей. Программа практикумов по курсам «Педагогические системы и технологии» (II курс), «Методика воспитательной работы» (основы педмастерства) (III курс), «Педагогическое общение» (IV-—V курсы) были нацелены на постепенное включение студентов сначала в процесс изучения путей воспитания духовности школьников, а затем в непосредственную практическую деятельность в школе. Задания построены с учетом возможности преемственности в воспитательной работе, начиная с младших курсов. Студенты выполняли задания по изучению духовного мира школьников, в частности: проанализировать представления учащихся о красоте, проявления эстетических вкусов, чувств детей; 270 понимание моральных норм и проявления в поступках и поведении учащихся, во взаимоотношениях в коллективе. Практикумы позволяли подготовить студентов к выполнению более самостоятельной деятельности в период стажерской педагогической практики на выпускных курсах. На этом этапе обращалось внимание на актуализацию полученных знаний, на их практическое использование для изучения духовного мира детей. Нами были разработаны практические задания, в которых студенты провели сравнение получаемых данных в классах, работающих с использованием развивающих технологий, и в классах традиционного обучения. Будущие учителя побуждались к анализу и коррекции своих умений по обогащению духовного мира детей, к совершенствованию своих знаний и умений дифференцированного подхода. Исходя иэ понимания эстетического как средства формирования духовности, мы планировали со студентами коллективную и индивидуальную воспитательную работу со школьниками, чтобы нацелить ее на обогащение духовного мира учащихся, используя средства искусства в их доступном для студентов многообразии. Необходимым фактором духовности личности будущего учителя является способность и стремление к творчеству. Творческий потенциал И. Б. Гайдукова, П. Ф. Кравчук, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов рассматривают как одну из приоритетных ценностей формирования духовной культуры личности учителя в профессиональной подготовке. Для развития творческого потенциала студентов мы использовали среди активных форм обучения методы коллективных, групповых и индивидуальных творческих заданий, работы в подвижных творческих микрогруппах. Целенаправленное развитие творческого потенциала будущего учителя, как показал эксперимент, дало заметные изменения в показателях. Так, если в начале эксперимента в ЭГ после первого этапа по экспертным оценкам, анализу педагогической документации (педагогический дневник, анализ выполнения 271 |