Проверяемый текст
Султыгова Марифа Магометовна. Сельскохозяйственная лексика ингушского языка (Диссертация 2012)
[стр. 100]

В процессе приготовления сыра и творога получался ещё и побочный продукт къерц1и «сыворотка», которая издревле употребляется ботлихцами не только как пищевой продукт, но и как лечебное средство.
Еще издревле ботлихцы домашним способом приготовляли палапъи лълъирлълъи «натуральное сливочное масло» Способ приготовления масла в хозяйстве крестьянина состоит в следующем: сметану взбалтывают, залив в чуги специальную «деревянную маслобойку», состоящую из высокой долбленой кадки и мутовки.
После того, как в результате взбалтывания образуются комки масла
лълъирлълъи, всю массу выливают в сосуд с холодной водой, собирают масло в один большой ком и помещают в дуршлаг, чтобы вода стекла.
Были у ботлихцев интересные обычаи, которые ускоряли процесс получения масла.
Так, в самом начале процесса женщина должна была быть обязательно обутой.
Покачав несколько раз маслобойку, она могла в дальнейшем продолжать свою работу разутой.
Был и другой обычай.
Перед самым началом сбивания женщина должна была стать над чуги (маслобойкой), накрыть ее своим платьем и покачать несколько раз стоя.
Этим женщина как бы давала знать чуги, что она торопится.
Общим названием для любого вида масла в ботлихском языке является термин лълъирлъи.
Кроме палалъи лълъирлълъи «натурального сливочного масла», ботлихцы употребляют: буц1ц1алъи лълъирлълъи «масло животного происхождения» (буц1ц!алъи «скота» + лълъирлълъи «масло»; гъвайлъи лълъирлълъи «топленое масло» (гъвагпъи + лълъирлълъи «масло»).
Особое место принадлежало хлебу гъани, который составлял значительную долю повседневной пищи.
В исследуемое время для хлеба и хлебных изделий в основном использовалась кукурузная мука.
Пшеничная мука была доступна лишь состоятельным семьям.
Ботлихцам известны различные способы хлебопечения.
В XIX в., по сведениям информаторов, практиковалась еще выпечка хлеба в золе.
Позже этим 100
[стр. 162]

162 ноелхое в осетинском языке «нетопленное, сливочное масло», данный термин заимствован осетинами у вайнахов (Абаев 1959: 3).
Способ приготовления масла в хозяйстве крестьянина состоит в следующем: сметану взбалтывают, залив в
кьулг — специальную «деревянную маслобойку» (чеч.
къуьлг), состоящую из высокой долбленой кадки и мутовки.
После того, как в результате взбалтывания образуются комки масла
налха пицкхаш, всю массу выливают в сосуд с холодной водой, собирают масло в один большой ком и помещают в дуршлаг, чтобы вода стекла.
Т1оа лувсар // налха баккхар так называется процесс взбалтывания сметаны.
Еще ранее для получения налха применялся глиняный сосуд кувра.
Сведения об этом сосуде и процессе приготовления сливочного масла сохранились в фольклоре ингушей: Кувра, кувра, кувра я, Тиркал боаккхаг1а налха да, Оргал доаккхаг1а шар да.
Лувса, лувса, шура лувса, Баккха налха тхона, баккха! В подстрочном переводе: «Это есть маслобойка.
Масла в ней больше Терека, Пахты больше Аргуна, Взбивай, взбивай молоко.
Взбивай для нас масло!».
Название кувра заимствовано ингушским языком из грузинского, в котором пахтилка имеет наименование квеври «кувшин», «поскольку этот сосуд из глины и внешней формой походит на квеври» [Маргошвили 1990: 104].
Долгое время существовал у ингушей и другой способ получения масла.
В этом случае использовался качилг «кожаный бурдюк из козьей шкуры».
Взбивание масла таким образом является древним, первоначальным способом получения данного продукта.

[Back]