Проверяемый текст
Султыгова Марифа Магометовна. Сельскохозяйственная лексика ингушского языка (Диссертация 2012)
[стр. 104]

ремесла в прошлом, так как отдельные промыслы перестали практиковаться с проникновением фабричной продукции, и в настоящее время забыты.
Несмотря на то, что процессы разложения натурального хозяйства происходили ускоренными темпами, у
ботлихцев, занимающихся сельским хозяйством, в значительной степени сохранились черты замкнутого хозяйства.
То есть, продукция хозяйственной деятельности используется
внутри самого хозяйства для удовлетворения потребностей семьи.
Ботлихцы, как и другие горцы, издавна перерабатывали разнообразное сырье, выработав определенные технические и художественные приемы и навыки в этой области.
Ремесленное производство у них было исторически связано с земледелием, садоводством и скотоводством.
Промыслы были рассчитаны, главным образом, на удовлетворение личных потребностей, как самого непосредственного производителя, так и его семьи.
Полеводческо-садоводческий характер хозяйства способствовал развитию кузнечества эхунльи по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря самого различного назначения; скотоводство в свою очередь ботлихцам давало сырье, предназначенное для производства паласов паларсса, войлоков гъаранлъи, сукон исхъап, одежды раалъи, обуви нассир и других предметов домашнего обихода.
В целом наибольшее развитие получили те промыслы, которые были связаны с имеющейся сырьевой базой.
Следует отметить, что но сравнению с другими обществами в Ботлихе домашние промыслы были слабее развиты.
Видимо, это объяснялось тем, что здесь находился узловой базар, где свободно можно было приобрести те или иные ремесленные изделия.
Кроме того, причиной этого послужила малочисленность сырья.
Наибольшее распространение согласно историкоэтнографическому материалу получила обработка продуктов животноводства.
Это подтверждает также Е.
Шиллинг, который побывал здесь в 40-х годах XX века и встретился с наиболее осведомленными информаторами.
«Из шерсти 104
[стр. 167]

167 народов области.
Результаты командировки были опубликованы в 6 номере газеты «Терские ведомости» за 1894 год.
Однако более полное освещение ингушской кустарной промышленности XX в.
находим у Г.
К.
Мартиросиана (1933).
Им перечисляются производство шерстяных изделий, мукомольное дело, сыроварение, изготовление ковров, циновок, изделий из кожи, шорное и кузнечное дело, обработка дерева (главным образом, изготовление деревянной посуды).
Несмотря на то, что процессы разложения натурального хозяйства происходили ускоренными темпами, у
ингушей, занимающихся сельским хозяйством, в значительной степени сохранились черты замкнутого хозяйства.
То есть, продукция хозяйственной деятельности используется,
как и ранее, внутри самого хозяйства для удовлетворения потребностей семьи.
Соответственно, ингушские производства обслуживали преимущественно потребности отдельных семей и фамилий, еще ранее родов.
Называть в чистом виде данные производства ремеслами следует относительно.
Акцентирует на это внимание и Е.
И.
Крупнов, указав по результатам анализа состояния производственной деятельности ингушей следующее: «На всем протяжении своей истории, вплоть до Октябрьской революции, ингушское общество не выделило производителей, которых можно было бы именовать настоящими ремесленниками.
Ни о каких мелких производителях, владевших средствами и орудиями производства и вырабатывавших продукцию для обмена, на заказ, здесь и речи быть не может.
Правильнее было бы этот род деятельности ингушей называть домашним производством, ибо вся их «обрабатывающая промышленность» была ограничена лишь удовлетворением своих самых невзыскательных потребностей в рамках натурального хозяйства» [Крупнов 2008: 159].
Однако все эти исследования не уделяют особого внимания кустарным ремеслам ингушей; между тем в Ингушетии наличествует

[Back]