Проверяемый текст
Султыгова Марифа Магометовна. Сельскохозяйственная лексика ингушского языка (Диссертация 2012)
[стр. 106]

ские головные уборы буртиналъи къабалъа, названия которых образованы по модели: имя существительное буртиналъи «войлока» в родительном падеже + имя существительное къабалъа «голова».
Ботлихские женщины из шерсти вязали различные изделия, в том числе: тащала «носки», кулъебалъи «варежки».
Обработка кож и шкур животных.
Большое место в домашних промыслах занимала обработка кожи, которая являлась древним занятием ботлихцев.
Обработка шкуры домашнего и реже дикого животного производилась повсеместно на территории
Ботлихского района.
Чаще всего обрабатывали шкуры домашних животных, а именно шкуры крупного и мелкого рогатого скота.
Прежде чем шкура была готова к употреблению, она подвергалась тщательной обработке, которая представляла собой довольно сложный
процесс.
Овчину предварительно обрабатывали, снимая мездру с помощью бесуи «нож».
Затем овечья шкура посыпается обильно солью с внутренней стороны, заворачивают и оставляют на 2-3 дня.
Обработанная овчина передается термином хъуча, который выражает и другое значение «книга».
Она шла на изготовление обуви и одежды.
Из овчин шили обувь и шубы хъабарча (заимств.
из ав.
яз.) с ложными рукавами, наплечники без рукавов бехумалъир гьеркъи, къучарау а также штаны хъучалъи барта.
Обработанная кожа передается термином къебкъа.
Кожа крупного рогатого скота именуется термином дабагъа.
Ее использовали для подошвы и грубой обуви.
Для изготовления верхней части обуви употребляли тонко обработанную специальную кожу из телят, которая передается термином хурум.
Из козьей шкуры делали кожу лакай, которая шла на изготовление верхней одежды.
Наличие собственных названий различных сортов кожи, овчины и изделий из них свидетельствуют о степени развития данного промысла.
106
[стр. 171]

171 войлока шили мангала кий «войлочная шляпа» (букв, «шапка косаря»), а также Ыоржамаш «войлочные полусапожки».
Для изготовления различных шерстяных ниток издревле и до настоящего времени ингушские женщины используют йоач1инг «веретено», известное практически всем народам Северного Кавказа.
Ингушки из шерсти вязали различные изделия, в том числе: пазаташ «носки», кулгахйоллоргаш «рукавицы» // «варежки» (букв, «надеваемые на руку»); лакха пазаташ «чулки» (букв, «высокие носки»), а также бохк (мн.
ч.
бахкараш) «шерстяные полоски» для привязывания кувшина к спине и др.
Войлок в хозяйстве горца представлял большую ценность, его использовали в качестве матрацев и одеял.
Войлоком, разрисованным разноцветным орнаментом, горцы-ингуши традиционно украшали стены своих жилищ.
Таким образом изготовленные безворсовые ковры имеют в ингушском языке название «истинг».
Названия других ковровых изделий утрачены в исследуемом языке.
Как название шерсти, так и название продукции, производимой от нее, в ингушском языке являются исконными.
В данной отрасли практически отсутствуют заимствования из других языков.
Обработка кож и шкур животных.
Среди домашних промыслов, связанных с животноводством, не последнее место занимала обработка кож и шкур животных.
Этот вид домашнего производства сохранился у ингушей до настоящего времени.
Кхакха тоабар «обработка шкуры» домашнего и реже дикого животного производилась повсеместно на территории Ингушетии.
Чаще всего обрабатывали шкуры домашних животных, а именно шкуры крупного и мелкого рогатого скота.
Прежде чем шкура была готова к употреблению, она подвергалась тщательной обработке, которая представляла собой довольно сложный

[Back]