Зола кье. Килулъи кье «кизячная зола», кье булълъи «превратиться в золу». Для получения хорошего урожая большое значение имеет орошение и прополка земли. Понятие «поливать» в ботлихском языке передается терминам: гьигьирай. Канава, по которой пускают воду для полива, именуется рехьин. Слово также имеет и другое значение «отара». Распределители внутри участка называй ись михъабахъи. Для отвода воды из речки в канал использовался специальный «шлюз» реч!ур. В значении «рыхление почвы» используется исконный термин хханххущутар (миарс. ч1ач!адар). Термины, связанные с пахотой: рекьар «вспашка, пахание», баранлъиссуб рекьар «осенняя вспашка» (прил. баранльиссуб «осенняя» + сущ. рекьар «вспашка»), ребулъиссуб рекьар «весенняя вспашка» (прил. ребулъиссуб «весенняя» + сущ. рекьар «вспашка»), рекьарлъи кампани «посевная кампания» (прич. /?екьа/?,7ы/«посевная» + сущ. кампани «кампания» (заимств. из русс.яз.). Согласный кь-, выступающий в качестве корневого элемента восходит к прадагестанской геминированной латеральной аффрикате кь[Бокарев 1961:74; Гудава 1959:100101]. Обработанная земля игьабигъагшалаб унщи. Название это образовано по модели: причастие + лексема (игьабигъаймалаб «использующий, используемый» + унщи «земля»). Необработанная земля игьабигъайч1аб унщи (игъабигъайч1аб «не использующий», (ч1аб отрицательная частица; + унщи «земля»). 1.2. Наименования сельскохозяйственных орудий Ботлихцы были умелыми земледельцами. И вполне логично, что для них характерно использование различных, не только примитивных, орудий для обработки почвы. Самые древнейшие орудия труда изготовлялись из дерева, 27 |
«Гориая Чечено-Ингушетия имела весьма ограниченные возможности для занятия земледелием. Поэтому малоземельные и безземельные крестьяне вынуждены были прибегать к аренде. Эта форма землепользования получила наибольшее распространение во второй половине XIX начале XX в.» [Калоев 1981: 39]. Несмотря на дефицит пахотных или пригодных для обработки земель, ингуши принимали меры но предупреждению истощения почвы, в том числе и путем внесения удобрений (куриного, голубиного помета или навоза) или отвода определенных участков под пар ийвар // эвар «земля, оставленная под пар» или «процесс отвода участка под пар». «Паровая система издавна широко применялась но всему нагорному Кавказу, где ее появление было вызвано теми же причинами, что и в равнинной зоне региона, крайним малоземельем и ростом населения. Она практиковалась на всех обрабатывавшихся пахотных участках, располагавшихся часто вдали от населенных пунктов, на крутых горных склонах, которые не могли быть не только орошены, но и удобрены» [Калоев: 1981, 59]. Кроме того, использовались и другие способы, известные многим народам Северного Кавказа: «На истощенных землях порой устраивали стойбища для мелкого и крупного рогатого скота в осенне-зимний период. Если на участке сеяли пшеницу, то землю удобряли раз в два года, а если чередовали пшеницу, ячмень и рожь то раз в три года. Прибегали и к определенным способам пахоты: один год пахали по горизонтали, другой по вертикали» [Великая и др. 1990: 22]. Кроме того, «ингуши проводили чередование посевов ячменя и пшеницы на полях, располагавшихся на солнечной стороне» [Калоев: 1981, 61]. 2.3. Названия сельскохозяйственных орудий Ингуши, как многие коренные народы Кавказа, были умелыми земледельцами. И вполне логично, что для них характерно использование различных, не только примитивных, орудий для обработки почвы. Самые 117 |