Проверяемый текст
Султыгова Марифа Магометовна. Сельскохозяйственная лексика ингушского языка (Диссертация 2012)
[стр. 47]

1.6.
Названия огородных и бахчевых культур Огородничество является одной из отраслей сельского хозяйства, которым традиционно занимались ботлихцы, однако следует отметить, что большого хозяйственного значения оно не имело.
Этому способствовало несколько причин, основной из которых являлось характерное для горных районов малоземелье.
«Ввиду чрезвычайного малоземелья горец предпочитал отводить имевшиеся у него земли под зерновые культуры и
оставлял лишь небольшой клочок иод огород, на котором он сажал обычно лук, чеснок, перец, свеклу и фасоль.
Все эти культуры, знакомые горцам с древнейших времен, имеют у каждого народа региона свои наименования, что указывает на самостоятельное их развитие» [Калоев 1981: 100].
Не составляют исключение и
ботлихцы, традиционно на огородах, прилегающих к хозяйству, выращивавшие следующие огородные культуры: кктчи «лук», букьа пурч «стручковый перец» (прил.
букьа «горький» + сущ.
пурч «перец»), гьали «фасоль», букьа ламат1ур «редька» (прил.
букьа «горький» + сущ.
ламат1ур «морковь»), т1абт1алу «огурцы» и другие культуры.
Самой поздней в этом ряду культурой является помидор (в
ботл.
помидор).
Фактически до начала 20 столетия ботлихцы из огородных культур выращивали лук и чеснок, а немногим позднее картофель.
Данная культура, как известно, была заимствована горцами от русских поселенцев.
Название этой культуры также заимствовано
ботлихским языком из русского: русск.
картофель, картушка «картофель».
Понятие «корень» вообще передается простым термином гьикьиб, а «огород» термином агарод (заимств.
из русс.
яз.).
От этого термина в ботлихском языке образовано множество словосочетаний, обозначающих различные понятия: агарод бекьир «огородничество»; агарод бекьи «огородничать» и др.
В настоящее время ботлихцы возделывают на своих огородах разнообразные овощи и растения, основными из которых являются лук, чеснок, кар47
[стр. 130]

лепешка из кукурузной муки, начиненная измельченным курдюком или внутренним животным салом» (чеч.
чуыпта)\ локьамаш «прямоугольной или треугольной формы кусочки теста, приготовленного на молоке с добавлением хлебной соды, прожаренные с обеих сторон на сливочном или топленом масле» (чеч.
локънаш); хьокхамаш И тийдаргаш (букв, нарезные) «пышки из пшеничной муки».
В зависимости от начинки мучные изделия имеют следующие названия: дала «лепешка с начинкой из ливера» (чеч.
так же); хингал «лепешка в форме полукруга с начинкой из тыквы» (чеч.
так же).
Следует отметить интересный факт: термин хингал // хиик!ал (и) представлен во многих кавказских языках, однако в каждом из них данное название обозначает различные блюда, объединящим фактором которых является то, что все они изготовлены на основе пшеничной муки (с начинкой или без).
Из кукурузной муки (а позднее и из пшеничной) готовят традиционное ингушское блюдо хьовла «халва», данное название, как собственно и обозначаемое им блюдо, является заимствованием.
Однако для дифференциации видов этого блюда по составу ингридиентов наряду с заимствованными словами употребляются в качесте компонентов собственно нахские названия: жувра хьовла (жуврах даь хьовла) «халва из кукурузной муки», хьоара хьовла (хьоарах даь хьовла) «халва из пшеничной муки».
2.6.
Лексика, связанная с огородничеством Огородничество является одной из отраслей сельского хозяйства, которым традиционно занимались ингуши, однако следует отметить, что большого хозяйственного значения оно не имело.
Этому способствовало несколько причин, основной из которых являлось характерное для горных районов малоземелье.
«Ввиду чрезвычайного малоземелья горец предпочитал отводить имевшиеся у него земли под зерновые культуры и
130

[стр.,131]

оставлял лишь небольшой клочок под огород, на котором он сажал обычно лук, чеснок, перец, свеклу и фасоль.
Все эти культуры, знакомые горцам с древнейших времен, имеют у каждого народа региона свои наименования, что указывает на самостоятельное их развитие» [Калоев 1981: 100].
Не составляют исключение и
ингуши, традиционно на огородах, прилегающих к хозяйству, выращивавшие следующие огородные культуры: хох «лук», саьмарсаькх «чеснок», сибаз «стручковый перец», кхеш «фасоль», хоарсам «репа», бетта дуаргаш «редиска» (букв, «в течение месяца поедаемые»), а позднее дж1онка «морковь», нарсаги «огурцы», кабуц «капуста» и другие культуры.
Самой поздней в этом ряду культурой является помидор (в
инг.
помдор), начало массового выращивания ингушами которых относится ко второй половине XX столетия.
Фактически до начала 20 столетия ингуши из огородных культур выращивали лук и чеснок, а немногим позднее картофель.
Данная культура, как известно, была заимствована горцами от русских поселенцев.
Название этой культуры также заимствовано
ингушским языком из русского через посредство грузинского языка: русск.
картофель, груз.
картоп1ил, инг.
коартол «картофель».
Понятие «корнеплод» вообще передается простым термином орам (в чеч.
так же), а «огород» термином бет.
От этого термина в ингушском языке образовано множество словосочетаний, обозначающих различные понятия: беги лелаяр «огородничество»; бешара баьцовг1аш «огородные растения» и др.
В настоящее время ингуши возделывают на своих огородах разнообразные овощи и растения, основными из которых являются лук, чеснок, картофель, помидоры, огурцы, сладкий и горький перец, репа, а также укроп, петрушка, сельдерей и другие виды растений.
Довольно ограниченное выращивание огородных культур ингушами подтверждается тем, что большинство названий огородных культур ими 131

[Back]