1. Домашние животные 2. Дикие животные 3. Домашние и дикие птицы 4. Насекомые 2.1. Домашние животные 2.1.1. Названия, связанные с МРС Овцеводство один из древнейших и важнейших видов хозяйственной деятельности ботлихцев, интенсивное занятие которым способствовало образованию в ботлихском языке богатой лексики для обозначения представителей мелкого рогатого скота и связанных с ними понятий. Культ барана в быту ботлихцев имеет долгую историю и сохранился до настоящего времени. Барана забивают в честь прибытия гостя, по случаю рождения ребенка в семье, по поводу состоявшегося сватовства и по иным торжественным случаям. Для выражения понятия «мелкий рогатый скот» существует специальный термин риха. Пастух мелкого рогатого скота и крупного рогатого скота именуется словом харашу. В ботлихском языке почти во всех случаях для обозначения дифференциации животных в зависимости от стрижки волос, от количества прожитых месяцев и лет, от количества окотов существует описательный способ. а) половозрастные термины Примерами лексического способа выражения является только следующая пара: гьанулъа «овца» рехулъи на «баран», зини «корова» унса «бык». Название козы передается самостоятельным термином ц1ц1иналъу, козла «т1ука». У ботлихцев особого развития не получило разведение коз. Чаще всего их использовали в качестве предводителей отары, поэтому больше 2-3 коз в домашнем хозяйстве не держали. Общим названием ягненка является къет1ир. Приведем параллели из других аваро-андийских языков: ахв. кьит1ер, год. кьидир, авар. кьег1ер, ахв. 55 |
человеке; Ц1ог доаца пхъу ба из. Букв. «Это кобель без хвоста» в значении очень грубый, бессовестный человек. Подобное отношение к собаке у ингушей сложилось в силу влияния ислама и его отношения к данному животному как к недостойному содержания в доме, хотя собаководство, как отмечено, в древности было достаточно развито у ингушей, гак как собака являлась самым первым и надежным другом горца, особенно в охоте и овцеводстве. Длительное господство мусульманской религии искоренило множество положительных верований ингушей, связанных с собакой. По рассказам старожилов, до исламизации ингушей считалось большим грехом убийство собаки, ей приписывали способность отгонять нечистую силу и предчувствовать беду, в частности, существует поверье: если воет собака это «к покойнику». В силу выше указанных причин собаководческая терминология уходит в пассивную часть лексики ингушского языка. Птицеводство, по сравнению с животноводством и земледелием, является относительно молодой отраслью для ингушей. Вместе с тем, учитывая значимость фиксации каждого названия реалий и понятий, связанных с хозяйственной деятельностью, в настоящей работе исследуется в том числе и лексика птицеводства, несмотря на ее ограниченное развитие. 1.1. Лексика, связанная с мелким рогатым скотом Овцеводство один из древнейших и важнейших видов хозяйственной деятельности ингушей, интенсивное занятие которым способствовало образованию в ингушском языке богатой лексики для обозначения представителей мелкого рогатого скота и связанных с ними понятий. Культ барана в быту ингушей имеет долгую историю и сохранился до настоящего времени. Барана забивают в честь прибытия гостя, по случаю 5$ стреляли в каменные мишени с особыми отметками бодж «козел». Отличившихся в стрельбе награждали живыми козами. Магическое значение козла у разных народов С. Токарев связывает с идеей плодородия, возможно, вытекающей из народных представлений об особой похотливости козлов [Токарев 1957: 57]. Языческий культ козы у ингушей улавливается в настоящее время с трудом в силу появления культа барана, обусловленного исламизацией ингушей, в обрядность которого баран вошел как жертвенное животное. Согласно имеющимся материалам, у ингушей особого развития не получило разведение коз. Чаще всего их использовали в качестве предводителей отары, поэтому больше 2-3 коз в домашнем хозяйстве не держали. Вместе с тем, несмотря на ограниченное развитие этой отрасли, получили распространение у местного населения козы различных пород: мясной, молочной и пуховой породы. Козу держали те семьи, которые не имели коров. Ведь коза в хозяйстве это и молоко, и мясо, и пух, и шкура. Кроме того, козы в условиях скалистых и труднопроходимых гор были идеально подходящими для домашнего содержания животными. За исключением некоторых общих терминов-компонентов, встречающихся в овцеводстве и козоводстве, последнее имеет некоторые свои специфические термины. Газа (в чеч. и бацб. газа) — общее название козы в ингушском языке, сравнимо с персидским г1аьзал «газель», арабским газал «дикая коза», с древнерусским, сербским, хорватским, болгарским коза, с польским коца. Коза у ингушей символизирует шустрое, подвижное, ловкое существо. Этот образ очень часто используется в устойчивых сочетаниях: Газа мо кадай. «Неугомонный, быстрый, как коза»; Ловза яьппа б1ийг мо. «Разыграться, как козленок»; Газа мо мара 1охац. «Неусидчивый, как коза». Поведение козы, ее подвижный образ жизни отражены в устном народном творчестве ингушей, в частности, в притчах: «Как-то овцу 58 |