Концептуальное поле ВЕРА2 1) тот, кто имеет веру, никогда не пропадет: С верой никогда не про/ падешь. Вера спасает; 2) вера определяет нравственные устои людей: У них вера хороша (нравственность); 3) вера может быть разной: Бог один, да вера разная. Жить по старой вере; 4) истинная вера испытывает мучения и страдания: Не та вера правее, которая мучит, а та, которую мучат. При реализации концепта ВЕРА (зд.\ как вера в Бога, т. е. являющего ядерным для концептуального поля ВЕРА2) в пословицах и поговорках сохраняются все его основные семантические особенности и прагматические связи, наблюдаемые при его общем языковом и культурном рассмотрении. Рассмотрение корпуса русских пословиц и поговорок позволило выделить, в частности, следующие их содержательные группы. 1. Группа, в которой выражается общая мысль о роли веры в жизни человека; см.: С верой нигде не пропадешь; Вераспасает; Вера животворит; Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит; Без веры Господь не избавит, без правды не спасет (не исправит) (Даль I, 332); Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь. При этом концепт ВЕРА самым непосредственным образом связывается в русском лингвокультурном сознании с мыслью о Боге: Какова вера, таков у ней и Бог. Последний пример обращает на себя внимание и в том плане, что в нем качества Бога определяются верой, а не наоборот. Важность веры в жизни человека определяется в системе русских лингвокультурных представлений еще и тем, что она абсолютно четко осознавалась как тождество нравственности, см.: У них вера хорогиа (говорят о народе, т. е. нравственность). При этом можно заметить, что «своя вера» (т. е. православное христианство) определяется как эталонная и нравственная «по умолчанию», и именно принадлежность ей дает право для вынесения оценочных суждений подобного рода. 101 •■iI.« |
2 . 2 . В е р а в п о с л о в и ц а х и п о г о в о р к а х . При реализации концепта «вера» в пословицах и поговорках сохраняются все его основные семантические особенности и прагматические связи, наблюдаемые при его общем языковом и культурном рассмотрении. Вместе с тем пословицы и поговорки обнаруживают целый ряд их семантических и прагматических черт, которые определяют структуру семан тической области «вера» в целом. Рассмотрение корпуса русских пословиц и поговорок в данном аспекте позволило выделить, в частности, следующие их содержательные группы. 1. Группа, в которой выражается общая мысль о р о л и в е р ы в ж и з н и ч е л о в е к а . Ср.: С верой нигде не пропадешь; Вера спасает; Вера животворит; Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит; Без веры Господь не избавит, без правды не спасет (не исправит) (Даль I, 332); Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь. При этом концепт верысамым непосредственным образом связывается в русском лингвокультурном сознании с мыслью о Боге ср.: Какова вера, таков у ней и Бог. Последний пример обращает на себя внимание и в том плане, что в нем качества Бога определяются верой; а не наоборот. Важность веры в жизни человека определяется в системе русских лингвокультуриых представлений еще и тем, что она абсолютно четко осознавалась.как тож д е с т в о н р а в с т в е н н о с т и . Ср.: У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность). При этом можно заметить, что «своя^ вера» (т.е. православное христианство) определяется как эталонная и нравственная «поумолчанию», и именно принадлежность ей даст право для вынесения оценочных суждений подобного рода. В данной группе выделяются, далее, несколько подгрупп пословиц и поговорок, в которых закрепились частные аспекты понимания веры лицами, принадлежащими русскому лингвокультурному сообществу. Во-первых, это подгруппа, выражающая мысль о том, что в е р а д о л ж н а п о д к р е п л я т ь с я д е л а м и . И в этом случае также выражается мысль о том, что вера ориентирована на Бога, ср.: Без дел вера мертва (нема) перед Богом (Даль I, 332); Без добрых дел вера мертва (или: нема) пред Богом. Во-вторых, в данной группе выделяется подгруппа, в которой с оценочных позиций ставится в о п р о с о п е р е м е н е в е р ы . С одной стороны, она оценивается крайне отрицательно в нравственном плане и приравнивается к измене собственным личностным основам — ср.: Веру переменить — не рубашку переодеть; Менять веру менять и совесть. В последнем примере вера концептуально огожде |