Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 120]

Ему и Он защитит тебя (Сир.
2, 6); веруй Господу (Сир.
11, 20); да веруют пророкам Твоим (Сир.
36, 17); я верую заповедям Твоим (Пс.
118, 66); боящиеся Господа! веруйте Ему (Сир.
2, 8).
Конструкции верить, что...
употребляются только с глаголами с частицей НЕ.
Более половины глаголов (16) используются в контексте отрицаниям
НЕ глаголы верить / веровать употреблены в форме повелительного наклонения.
Если суммировать все «не верь» и «не верьте», то это будет целый свод правил от противного,
г.
е.
чего не должно делать человеку: не верь богам (3 Езд.
16, 37), не верь врагу твоему (Сир.
12, 10), не верь слишком многим словам его (гордому) (Сир.
13, 214), не верь ему (наушнику) (Притч.
26, 25), не всякому слову верь (Сир.
19, 16), не верьте другу, не полагайтесь на приятеля, от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих, ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови своей враги человеку домашние его (Мих.
7, 5); не верь им, когда они говорят о тебе доброе (Иер.
12,
б) и т.
д.
Без частицы «не», но в отрицательном значении: глупый верит каждому слову (Притч.
14, 15), т.
е.

‘не верь всякому слову’.
Менее частотным является употребление не верить / не веровать Богу (Господу, пророкам и т.
д.): И сказал Господь Моисею, доколе будет раздражать меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него? (Чис.
14, 11); Но и при этом вы не верили
Гэспаду Богу вашему (Втор.
1, 32).
Концептуальное поле, в которое входят верить /веровать, включает в себя также следующий синонимический ряд: уповать, чаять, ожидать, слушать (слугиать Ягве, значит, в основном ‘верить Ему’ (Втор.
9, 23)), видеть (невидимое), обладать видением, возревновать ревностью, исполнить слово, сохранить заповедь.
Лексема видеть включает две ядерные семы: 1) предпосылка веры, то, что приводит человека к вере видеть дела Его и верить (Исх.
14,
ЗТ; Пс.
39, 4 и т.д.), видеть Самого Господа (богоизбранному народу Он дал видеть Себя
(Чил.
14, 14); на просьбу Моисея показать славу Господа Он отвечает: Я покрою тебя
120
[стр. 76]

Самого Бога невидимого, значило для Израиля исповедовать веру, которая передавалась из поколения в поколение: «Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя» (Там же).
Предикативные словосочетания с глаголами верить и веровать имеют разные модели управления: верить во что, в кого (он веровал в Бога своего (Дан.
6, 23); за то, что не веровал в Бога (Пс.
26, 13) и верить чему, кому (веруй Ему и Он защитит тебя (Сир.
2, 6); веруй Господу (Сир.
11, 20); да веруют пророкам Твоим (Сир.
36, 17); я верую заповедям Твоим (Пс.
118, 66); боящиеся Господа! веруйте Ему (Сир.
2, 8).
Конструкции верить, что...
употребляются только с глаголами с частицей НЕ -.
Более половины глаголов (16) используются в контексте отрицания,
а глагол верить/веровать употреблен в форме повелительного наклонения.
Если суммировать все «не верь» и «не верьте», то это будет целый свод правил от противного,
т.е.
чего не должно делать человеку: не верь богам (3 Езд.
16, 37), не верь врагу твоему (Сир.
12, 10), не верь слишком многим словам его (гордому) (Сир.
13, 214), не верь ему» (наушнику) (Притч.
26, 25), не всякому слову верь (Сир.
19, 16), не верьте другу, не полагайтесь на приятеля, от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих, ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови своей враги человеку домашние его (Мих.
7, 5); не верь им, когда они говорят о тебе доброе (Иер.
12,
6) и т.д.
Без частицы «не», но в отрицательном значении: глупый верит каждому слову (Притч.
14, 15) т.е.

«не верь всякому слову».
Менее частотным является употребление не верить/не веровать Богу (Господу, пророкам и т.д.): И сказал Господь Моисею, доколе будет раздражать меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него? (Чис.
14, 11); Но и при этом вы не верили
Господу Богу вашему (Втор.
1, 32).
76

[стр.,77]

Концеrrryальное поле верить /веровать включает в себя следующий синонимический ряд: уповать, чаять, ожидать, слушать («Слушать Ягве», значит, в основном «верить Ему» (Втор.
9, 23), видеть (невидимое), обладать видением, возревновать ревностью, исполнить слово, сохранить заповедь.
Лексема видеть включает две ядерные семы: 1) предпосылка веры, то, что приводит человека к вере видеть дела Его и верить (Исх.
14,
31; Г1с.
39, 4 и т.д.), видеть Самого Господа (богоизбранному народу Он «дал видеть Себя»
(Чип.
14, 14); на просьбу Моисея «показать славу» Господа Он отвечает: «Я покрою тебя
рукою Моею, доколе не пройду...
ты увидишь Меня сзади, а лицо мое не будет видимо тебе» (Исх.
33, 22).
2) Следствие веры увидеть Бога можно внутренним духовным зрением вследствие усилий человека на пути веры и благодати Божией.
В первом случае глагол видеть имеет буквальное значение «воспринимать зрением», во втором переносное «уразуметь, кто Он» (Пс.
45, 9), но оба значения включают семантический компонент присутствие.
Вера в дискурсе Ветхого Завета это, с одной стороны, статическое состояние (как мы отмечали выше, состояние неверия не было свойственно народу Израиля), с другой динамическое, где степень веры зависит от усилий человека: вера может оскудеть (3 Езд.
5:1), от нее можно отступиться, ей можно изменить (3 Мак.
1,3) вера может процветать, укрепиться, веру можно хранить как сокровище.
Но Израиль во всей своей совокупности, не внял призыву пророков относительно веры (Иер.
29, 19), следовательно, был односторонне нарушен Завет Союз.
Причин этому две: а) существование лжепророков и неумение отличить ложных пророков от истинных (Иер.
28, 15, 29, 31); б) сама вера с ее парадоксальными перспективами и прагматическими требованиями.
Таким образом, вера стала для потомков грядущей реальностью, которая будет дарована Богом Израилю.
Придет день, когда Бог обнажит сердца (Иер.
32, 29), 77

[Back]