Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 126]

средствами его вербализации.
То, что открыто Ему и ученикам, непосвященным может быть явлено и объявлено только в притче, суггестивном, опосредованном способе коммуникации: И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?.
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Матф.
13, 10-11).
Единственное, что оставил Иисус в Евангелиях, так это семиотические параметры того «слова», которое не «вмещается» в семя Авраамово (Ин.
8, 37).

Синтагматические связи слова вера в новозаветном дискурсе значительно шире, чем в дискурсе Ветхого Завета: верой оправдываются, спасаются, получают обещанное по вере, познают, принимают Бога, совоскресают, имеют, питаются словами веры, подвизаются подвигом веры, общаются общение веры твоей (Флм.

1: 6), дело веры совершают, хранят таинства веры в чистой совести, укрепляют, держатся веры, преуспевают в вере, «стоят в вере к спасению души» (Евр.
10: 39), в вере пребывают.
От веры отрекаются, разрушают, уклоняются, отвращают («отрекся от веры и хуже неверного» )1 Тим.
6: 8).
Лексема вера употребляется в составе метафорических сочетаний: отверз дверь веры язычникам (Деян.
16, 27; 15, 4); возьмите щит веры (Еф.
6, 16); облекшись в броню веры и любви (1 Фес 5, 8).

В словосочетании сия есть победа вера ваша (1 Ин.
1: 3) вера связывается с понятием предела, высшей точкой, которую может достичь человек.
Вера
характеризуется следующими оценочными эпитетами: нелицемерная (2 Тим.
1л5); общая (Тит 1: 4); полная (Евр.
10: 22); испытанная (Шет.
1: 7); твердая (1 Пет.
5: 9); драгоценная (2Пет.
1:1); святейшая (Иуд 1: 20); единая (Иуд 1: 19).

Синонимический ряд слова верующий представлен следующими лексемами: мудрые, бедные, мученики.
Ядерными значениями веры в Евангелиях являются доверие, верность, надежда и любовь, уверенность, характеризующие веру как внутреннее состояние субъекта.
126 / _ I I '
[стр. 82]

82 32).
Все эти изменения и определяют динамику развития, «органический рост» концепта веры.
Весь дискурс Евангелий пронизан одной главной мыслью люди должны поверить Иисусу как посланнику Бога.
Христос у Иоанна ясно представляет, что та картина мира, которая открыта Ему и ученикам, принципиально отличается от общепринятой, обыденной.
Не каждый может «вместить» Его слово (Ин.
8, 37; 16, 12), но и не каждое слово способно «вместить» Его, Христову, картину мира.
И н этом одна из проблем, стоящих перед Иисусом, причем проблема чисто семиотическая: явившийся в мир, чтобы нести ему истину (означаемое), он не способен найти слово (означающее), этой истине адекватное.
Такого слова прямого, полновесного в языке людей нет.
Именно об этом пишет Дм.
Мережковкий в «Иисусе неизвестном»: «Знает помнит все, что было и будет, но людям не может сказать; мучается мукой вечной немоты, несообщимости» (Мережковский, 1997, с.
6).
И в Евангелии от Матфея Христос показывает, что отлично понимает логику неразрешимого конфликта, который существует между тем произведением, которое Он хочет создать, и наличными средствами его вербализации.
То, что открыто Ему и ученикам, непосвященным может быть явлено и объявлено только в притче, суггестивном, опосредованном способе коммуникации: «И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?».
«Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф.
13, 10 11).
Единственное, что оставил Иисус в Евангелиях, так это семиотические параметры того «слова», которое не «вмещается» в семя Авраамово» (Ин.
8, 37).

Если проследить библейское исследование веры с самого начала, то можно наблюдать, что культурный разрыв между Богом и человеком, впервые произошедший в Грехопадении Адама, постоянно увеличивается.
Смысл веры в том, чтобы заполнить этот разрыв, но он все же всегда присутствует.
Явление Христа направлено на восстановление лингвокультурной связи между Богом и

[стр.,91]

вера ваша возвещается во всем мире (Рим.
1, 8); для покорения их вере (14, 25); «в покорении язычников вере (15, 18); ваша покорность вере известна (16, 19).
Особое место в концептосфере веры занимают концепты слово, сердце и совесть, являющиеся своего рода локусами веры: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.
10, 10); питаемый словами веры (1 Тим.4, 6); не принесло им пользы слово слышанное, но не растворенной верой слышавших (Евр.
4, 2); имея веру и добрую совесть (1Тим.
1,19); хранящий таинство веры в чистой совести (1 Тим.
3, 90); а как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью (2 Кор.
8, 7) (О сборе средств для иерусалимской церкви).
Грех в концептосфере веры это объект борьбы, совокупность слабостей и сграстей человеческих, победить которые можно только верой и добрыми делами, часто в контексте выступает в антонимических отношениях со словом вера: «все, что не по вере грех» (Рим.
14, 23).
Основной грех это грех против Бога: «грех, что не веруют в Меня» (Ин.
16, 9).
Синтагматические связи слова вера в новозаветном дискурсе значительно шире, чем в дискурсе Ветхого Завета: верой оправдываются, спасаются, получают обещанное по вере, познают, принимают Бога, совоскресают, имеют, питаются словами веры, подвизаются подвигом веры, общаются (общение веры твоей (Флм.

I, 6), дело веры совершают, хранят таинства веры в чистой совести, укрепляют, держатся веры, преуспевают в вере, «стоят в вере к спасению души» (Евр.
10, 39), в вере пребывают.
От веры отрекаются, разрушают, уклоняются, отвращают («отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.
6, 8).
Лексема вера употребляется в составе метафорических сочетаний: отверз дверь веры язычникам (Деян.
16, 27; 15, 4); возьмите щит веры (Еф.
6, 16); облекшись в броню веры и любви (1 Фес 5, 8).

91

[стр.,92]

В словосочетании «сия есть победа вера ваша (1 Ин.
1, 3) вера связывается с понятием предела, высшей точкой, которую может достичь человек.
Вера
храктеризуется следующими оценочными эпитетами: нелицемерная (2 Тим.
1:5); общая (Тиг 1:4); полная (Евр.
10:22); испытанная (Шст.
1:7); твердая (1 Пет.
5:9); драгоценная (2Пет.
1:1); святейшая (Иуд 1:20); единая (Иуд 1:19).

Употребление предикативных дериватов верить / веровать с точки зрения синтаксических структур, образуемых ими, идентично их употреблению в дискурсе Ветхого Завета, меняется только их семантическая наполняемость, связанная с отличительными особенностями дискурсов двух Заветов.
Количество же словоупотреблений разительно отличается: Ветхий Завет включает 38 лексических единиц.
Новый 86.
2.3.
Концепт вера в византийском христианском дискурсе.
В основе христианского дискурса лежат два источника: Священное Писание и Священное Предание, являющихся, по выражению, о.
В.
Леринского, «основным критерием истинности веры» (Леринский, 1869, с.
178).
Он пишет: «Можно двояким образом оградить веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, преданием Вселенской Церкви» (Там же).
«Священное Предание, как и Священное Писание, как это понимается в православии, есть учение самого Иисуса Христа и апостолов, переданное ими церкви устно, а позже написанное» (ХЭ, 1995, т.
2, с.383).
Тогда как «протестантский фундаментализм признает боговдохновенность одного лишь св.
Писания, оставляя за собой свободу понимать и интерпретировать его на основании своего личного опыта, игнорируя всю историю христианской мысли.
Для римских католиков единственным критерием истины является непогрешимый папский авторитет» (Мейендорф, 2001-6, с.
10).
Письменными свидетельствами Священного Предания являются тексты символов веры 92

[Back]