Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 127]

Вера как доверие включает следующие семантические компоненты: ‘доверенность, почтение, послушание, повиновение, любовь, смирение, кротость, покаяние, покорность’: ваша покорность вере известна (Рим.
16, 19).
В Евангелии (как и в Ветхом Завете) вопрос, который ставит Христос в области веры, это именно вопрос о том, «как ты относишься ко Мне, не к Моим обетованиям, а ко Мне лично» [Митр.
Сурожский, 2000:
75].
Гак Христос перед исцелением слепых спрашивает их: Веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф.
9: 29).
Этот вопрос Господь задает потому, что хочет показать, что все зависит от веры и веры лично в Него, т.е.
веры как доверия.
В евангельских притчах о вере присутствует и совершенно новый по сравнению с ветхозаветным дискурсом аспект: семантика
веры здесь усилена, более определенна, нежели этническое, врожденное ощущение доверия к присутствию Бога: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут (Иак.
2, 19).
В истории об исцелении слуги сотника (Мат.
8, 5-13; Лк.
7, 1-10) сотник описывает причину, по которой он призвал Иисуса исцелить своего слугу: Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и
идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то» и делает» (Лк.
7, 8).
В ответ на это Иисус, обращаясь к следовавшим за ним людям, говорит: Сказываю вам, что и в Израиле не
нашел Я такой веры (Лк.
7: 9).
Другими словами, сотник говорит о том, что для него способность Иисуса исцелить больного слугу несомненна.
Вера в значении
‘верность’ в основном тождественна данному значению в ветхозаветном дискурсе и предполагает верность обеих сторон: Бога и человека.
Верность
выражается в служении Богу, в благом употреблении данных даров, в проповедании слова Божия, во вспомоществовании нашим братьям, в обличении других, в работе, в ничтожных делах, во всем, в искренности, в правдивости, в терпении.
Репрезентант концептуального поля ВЕРА2 надежда включает ядерные компоненты: надежда на спасение в будущей жизни, защита от земныхнапастей, чудо.
Понимание веры-надежды, так же как в дискурсе
127
[стр. 83]

83 человеком, но с уходом Христа ответственность за поддержание веры возлагается на людей, которые всегда могут отступить от своей культурной задачи.
С другой стороны, необходимость трансляции веры и благой вести от человека к человеку постепенно делает неизбежным формулирование принципов веры в виде конкретных предложений.
Это происходит уже в истории христианской церкви, которая тем самым демонстрирует двойственность своего земного существования: культурные задачи обращения неверующих и установления различия между верующим и неверующим («Они отломились неверием, а ты держишься верою» (Рим.
11, 20).
Поэтому концепт веры в новозаветном дискурсе существует как бы в двух временных планах: время присутствия Христа, и время после его вознесения.
Ядерными значениями концепта вера в Евангелиях являются доверие, верность, надежда и любовь, характеризующие веру как внутреннее состояние субъекта.
Вера как доверие включает следующие семантические компоненты:
доверенность, почтение, послушание, повиновение, любовь, смирение, кротость, покаяние, покорность: «ваша покорность вере известна» (Рим.
16, 19); В Евангелии (как и в Ветхом Завете), вопрос, который ставит Христос в области веры, это именно вопрос о том, как ты относишься ко Мне, не к Моим обетованиям, а ко Мне лично (Митр.
Сурожский, 2000,
с.75).
Так Христос перед исцелением слепых спрашивает их: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф.
9:29).
Этот вопрос Господь задает потому, что хочет показать, что все зависит от веры и веры лично в Него, т.е.
веры как доверия.
В евангельских притчах о вере присутствует и совершенно новый по сравнению с ветхозаветным дискурсом аспект: семантика
концепта веры здесь усилена, более определённа, нежели этническое, врождённое ощущение доверия к присутствию Бога: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь: и

[стр.,84]

бесы веруют и трепещут» (Иак.
2, 19).
В истории об исцелении слуги сотника (Мат.
8, 5 13; Лк.
7, 1 -10) сотник описывает причину, по которой он призвал Иисуса исцелить своего слугу: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и
идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то» и делает» (Лк.
7, 8).
В ответ на это Иисус, обращаясь к следовавшим за ним людям, говорит: «Сказываю вам, что и в Израиле не
нашёл Я такой веры» (Лк.
7 : 9).
Другими словами, сотник говорит о том, что для него способность Иисуса исцелить больного слугу несомненна.
Вера в значении
верность в основном тождественна данному значению в ветхозаветном дискурсе и предполагает верность обеих сторон: Бога и человека.
В
концептосферу верность человека входят дополнительные (по сравнению с Ветхим Заветом) семантические компоненты: одно из отличительных свойств христианина; верность выражается: в служении Богу, в благом употреблении данных даров, в проповедании слова Божия, во вспомоществовании нашим братьям, в обличении других, в работе, в ничтожных делах, во всем, в искренности, в правдивости, в терпении.
Концептуальное поле веры как надежды включает ядерные компоненты: надежда на спасение в будущей жизни, защита от земных напастей, чудо.
Понимание веры надежды, так же как в дискурсе
Ветхого Завета, тесно связано с концептом чуда.
Примечательно, что почти все чудеса Евангелий были чудесными исцелениями больных.
На примере этих историй хорошо видно, что исцеление оказывается возможным только как совместное действие, диалог Иисуса и человека.
Вера человека есть необходимое условие чуда.
«Не бойся, только веруй, говорит Господь Иаиру перед воскрешением его дочери» (Мк.
5, 36; Лк.
8, 50).
«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему», обращается Спаситель к отцу бесноватого отрока (Мк.
9, 23).
«По вере вашей будет вам; вера твоя спасла тебя», слышат от Христа исцеляемые слепые (Мф.
9, 29; Мк.
10, 52).
«Иди и как ты веровал, да будет 84

[Back]