Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 128]

Ветхого Завета, тесно связано с концептом ЧУДА.
Примечательно, что почти все чудеса Евангелий были чудесными исцелениями больных.
На примере этих историй хорошо видно, что исцеление оказывается возможным только как совместное действие, диалог Иисуса и человека.
Вера человека есть необходимое условие чуда.
Не бойся, только веруй, говорит Господь
Наиру перед воскрешением его дочери (Мк.
5, 36; Лк.
8, 50).
Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, обращается Спаситель к отцу бесноватого отрока (Мк.
9, 23).
По вере вашей будет вам; вера твоя спасла тебя, слышат от Христа исцеляемые слепые (Мф.
9, 29; Мк.
10, 52).
Иди и как ты веровал, да будет
тебе, обещает Иисус сотнику.
И молитва веры исцелит болящего и восставит его для Господа; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.
5, 15).

Во всех этих случаях Иисус обращается к обыкновенным людям, встреченным им на его пути, отмечая, что эти люди имели веру, даже не подозревая об этом.
Здесь звучит тот же мотив, что и в определении праведности Авраама, где вера является естественным качеством и состоянием иудейской лингвокультуры, и она позволяет восстанавливать естественный порядок вещей, в соответствии с замыслом Божественного творения.

’■ •Христос признает веру необходимой и для самой возможности оказания чудесной помощи: Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам.
Истинно истинно говорю вам; Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что я
юОтцу моему иду (Иоан.
14, 11-12; Мк.
5, 36; Лк.
8, 50; Лк.
5, 20; Мк.
2, 5; Мф.
9, 2).
Ученики, если хотят совершать чудеса, должны верить во всемогущество Божие, но если такая вера имеется, для них все возможно, даже невозможное (Мк.

И, 22-24; Мф.
21, 20-22; 17, 20; Лк.
17, 6).
Требования, предъявляемые Иисусом к апостолам по поводу их веры, чрезвычайно высоки.
Кроме того, «обыкновенные» люди порой чаще проявляли себя как естественным образом
верующие в Бога через Иисуса, чем его ученики, которые постоянно находились рядом с ним.
Но именно к ученикам обращены знаменитые слова Иисуса о
128
[стр. 84]

бесы веруют и трепещут» (Иак.
2, 19).
В истории об исцелении слуги сотника (Мат.
8, 5 13; Лк.
7, 1 -10) сотник описывает причину, по которой он призвал Иисуса исцелить своего слугу: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то» и делает» (Лк.
7, 8).
В ответ на это Иисус, обращаясь к следовавшим за ним людям, говорит: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк.
7 : 9).
Другими словами, сотник говорит о том, что для него способность Иисуса исцелить больного слугу несомненна.
Вера в значении верность в основном тождественна данному значению в ветхозаветном дискурсе и предполагает верность обеих сторон: Бога и человека.
В концептосферу верность человека входят дополнительные (по сравнению с Ветхим Заветом) семантические компоненты: одно из отличительных свойств христианина; верность выражается: в служении Богу, в благом употреблении данных даров, в проповедании слова Божия, во вспомоществовании нашим братьям, в обличении других, в работе, в ничтожных делах, во всем, в искренности, в правдивости, в терпении.
Концептуальное поле веры как надежды включает ядерные компоненты: надежда на спасение в будущей жизни, защита от земных напастей, чудо.
Понимание веры надежды, так же как в дискурсе Ветхого Завета, тесно связано с концептом чуда.
Примечательно, что почти все чудеса Евангелий были чудесными исцелениями больных.
На примере этих историй хорошо видно, что исцеление оказывается возможным только как совместное действие, диалог Иисуса и человека.
Вера человека есть необходимое условие чуда.
«Не бойся, только веруй, говорит Господь
Иаиру перед воскрешением его дочери» (Мк.
5, 36; Лк.
8, 50).
«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему», обращается Спаситель к отцу бесноватого отрока (Мк.
9, 23).
«По вере вашей будет вам; вера твоя спасла тебя», слышат от Христа исцеляемые слепые (Мф.
9, 29; Мк.
10, 52).
«Иди и как ты веровал, да будет
84

[стр.,85]

85 тебе», обещает Иисус сотнику.
«И молитва веры исцелит болящего и восставит его для Господа; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.
5, 15).

Во всех этих случаях Иисус обращается к обыкновенным людям, встреченным им на его пути, отмечая, что эти люди имели веру, даже не подозревая об этом.
Здесь звучит тот же мотив, что и в определении праведности Авраама, где вера является естественным качеством и состоянием иудейской лингвокультуры, и она позволяет восстанавливать естественный порядок вещей, в соответствии с замыслом Божественного творения.

Неверие же сопутствует идее неспособности творить чудеса, как, например, в Назарте: «И не мог совершить там никакого чуда; только на немногих больных, возложив руки, исцелил их.
И дивился неверию их ...» (Мар.
6, 5-6).
Глагол мочь имеет различные модальные значения и оттенки.
Употребленный здесь глагол согласно святоотеческому толкованию следует понимать так: «Господь не мог там совершить чудес не потому, что был бессилен, но потому, что те были люди неверующие.
Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их» (Блаж.
Феофилакт, 2001, с.
50).
Связь «вера чудо» становится основой структурирования крупных сверхфразовых единств, что особенно наглядно проявляется в дискурсе Евангелия от Иоанна.
Христос признает веру необходимой и для самой возможности оказания чудесной помощи: «Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам.
Истинно истинно говорю вам: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что я
к Отцу моему иду» (Иоан.
14,11-12; Мк.
5, 36; Лк.
8, 50; Лк.
5, 20; Мк.
2, 5; Мф.
9, 2;).
Ученики, если хотят совершать чудеса, должны верить во всемогущество Божие, но если такая вера имеется для них все возможно, даже невозможное (Мк.

11, 22-24; Мф.
21, 20-22; 17, 20; Лк.
17, 6).
Требования, предъявляемые Иисусом к апостолам по поводу их веры, чрезвычайно высоки.
Кроме того, «обыкновенные» люди порой чаще проявляли себя как естественным образом


[стр.,86]

86 верующие в Бога через Иисуса, чем его ученики, которые постоянно находились рядом с ним.
Но именно к ученикам обращены знаменитые слова Иисуса о
вере: достаточно веры «с горчичное зерно» (Мат 17, 20, Лк.
17, 6), которая может творить чудеса: «Имейте веру Божию.
Ибо истинно говорю вам: если кто скажет, горе ссй: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет» (Мк.
11, 23).
В молитве верующий может просить Бога обо всём: «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк.
11, 24).
Но получить можно только то, в чем человек действительно нуждается: «И Chen (Бог), видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мат.
6, 6).
«...
если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», будет; И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.
22, 21 -22).
Переход проповеди от иудеев в языческий мир сопровождается внесением новых признаков в содержание концепта.
Великим апостолом веры является Павел.
В дискурсе «Послания евреям» дается развёрнутое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.
11,1).
В данном контексте выделяются базовые значения концепта вера надежда и уверенность.
Блаженный Фиофилакт Болгарский толкует это определение следующим образом: «...апостол описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще пет, и обоснование того, что еще не наступило.
Например, воскресение еще не наступило, но вера утверждает и ставит это перед нашими глазами.
...
Уверенность, т.е.
показание, обнаружение невидимого.
Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие» (Блаж.
Феофилакт, 2000, кн.
2, с.
584).
Иными словами, здесь не идет речь о том, что верующий ожидает исполнения обещания, но констатируется, что все, что было обещано, осуществится.
Таким образом, в дискурсе Посланий концепт вера получает новое значение признание чего-л.

[Back]