призванию и доверяет Богу свою дальнейшую судьбу, полагаясь на это обетование. В день испытаний вера его гак была тверда, что он готов был принести в жертву Богу собственного сына, в лице которого уже осуществляется обетование (Быт 22), ибо для веры Слово Божие еще более истинно, чем плоды его. Видимым концептуализированным знаком припятня завета стало служить обрезание. Внутренним верность и безграничное доверие Богу; 2) национальную после выхода израильтян из Египта при горе Синай Бог заключил с еврейским народом Завет и выражением этого завета было синайское законодательство. И впредь отношения между Богом и сообществом Израилевым будут коррелироваться Заветом, который был открыт Моисею. Как бы видя Невидимого, Моисей ответил верой на это откровение Божие, верой, которая пребудет твердой (Евр. И, 23-29). В случае соблюдения договора Бог обещает избранному народу свое особое покровительство, будет иравить им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также все блага свободы, мира и благоденствия. Израиль призван поверить Богу и Моисею, пророку Его (Исх. 14, 31; Евр. 11, 29) с абсолютным доверием. ЗаветСоюз закрепляет это вхождение Бога в историю Израиля и призывает повиноваться Слову Божию. Итак, Завет-Союз требует веры (Пс. 77, 37) и свободной верности (Втор. 30, 15020), с которой он будет поддерживать «Аминь» веры (Втор. 27, 9-26), от народа Израилева, с другой стороны, Бог Ягве обещает исполнить свои обетования. Таким образом, точка зрения Ю.С. Степанова и Э. Бенвениста, считающих, что концепт ВЕРА строится по модели «договора» [Степанов, 1997: 52], в дискурсе Ветхого Завета находит свое подтверждение. Концепт вера в дискурсе Нового Завета строится по иной модели. Здесь предъявлять счет Богу немыслимо, и в этом счете к оплате не может стоять вера. Бог только дает, • I • 133 |
69 Данная работа не может претендовать на такой исчерпывающий анализ концепта веры, поэтому формулировка задачи этого этапа исследования будет следующей: проследить «органический рост» концепта вера от его ветхозаветного понимания до его семантизации в Новом Завете. При толковании отдельных фрагментов библейских текстов мы основывались на работах известных православных (как русских, так и византийских), протестантских и католических богословов. Библейский термин Завет имеет значение договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, «чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения» (Там же). «Вся религиозная концепция иудаизма строилась по древнему принципу договора (Завета) с Богом, характерному для демократически организованных кочевых племен» (Коварский, 2001, с.7). Можно выделить две стадии договора, существующие в Израиле: 1) личную это отношения между Богом Ягве и Авраамом, который выступил как родоначальник избранного народа, который должен был принять на себя специальную историческую миссию быть носителем истинной религии среди языческого мира. Ягве призывает Авраама, отец которого служил иным богам в Халдее (Ис. Нав. 24, 2; ср. Иф. 5, 6), и обещает ему землю и многочисленное потомство (Быт 12,1). Вопреки всякой вероятности (Рим. 4,19), Авраам «верит Богу» (Быт 15, 16) и Слову Его; он повинуется этому призванию и доверяет Богу свою дальнейшую судьбу, полагаясь на это обетование. В день испытаний вера его так была тверда, что он готов был принести в жертву Богу собственного сына, в лице которого уже осуществляется обетование (Быт 22), ибо для веры Слово Божие еще более истинно, чем плоды его. Видимым концептуализированным знаком принятия завета стало служить обрезание. Внутренним верность и безграничное доверие Богу. 2) национальную после выхода израильтян из Египта при горе Синай Бог заключил с еврейским народом Завет и выражением этого завета было синайское законодательство. И впредь отношения между Богом и сообществом Израилевым будут коррелироваться Заветом, который был открыт Моисею. «Как бы видя Невидимого», Моисей ответил верой на это откровение Божие, верой, которая пребудет твердой (Евр. 11, 23-29). В случае соблюдения договора Бог обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также все блага свободы, мира и благоденствия. Израиль призван «поверить Богу и Моисею, пророку Его» (Исх. 14, 31; Евр. 11, 29) с абсолютным доверием. Завет Союз закрепляет' это вхождение Бога в историю Израиля и призывает повиноваться Слову Божию. Итак, Завет Союз требует веры (Пс. 77, 37) и свободной верности (Втор. 30, 15020), с которой он будет поддерживать «Аминь» веры (Втор. 27, 926), от народа Израилева, с другой стороны, Бог Ягве обещает исполнить свои обетования. Таким образом, точка зрения Ю.С. Степанова и Э.Бенвениста, считающих, что концепт вера строится по модели «договора» (Степанов, 1997, с. 52), в дискурсе Ветхого Завета находит свое подтверждение. Концепт вера в дискурсе Нового Завета строится по иной модели. Здесь предъявлять счет Богу немыслимо, и в этом счете к оплате не может стоять вера. Бог только дает, человек только принимает вне этих отношений истинной религиозной жизни нет и не может быть (Рим. 3, 23-24; 5,17) . В Ветхозаветном дискурсе концепт веры со стороны формы выражается словом munah («эмуна»), т.е. вера. Как отмечает Д.Люрман, «уже в начале христианства сложилось поразительное сходство, «кошруэнтность» между понятиями веры, выражающимися на трех главных языках культуры того времени: еврейском munah, греческом pistis, латинском Tides» (Цит. по: Ю.С. Степанов, 1997, с. 272). Но вместе с тем были и различия, связанные, в первую очередь, с внутренней формой самого слова знака концепта. 70 |