человек только принимает вне этих отношений истинной религиозной жизни нет и не может быть (Рим. 3, 23-24; 5, 17). История человечества, изложенная в ветхозаветном дискурсе с момента сотворения мира, начинается с некоей нулевой доминанты, означивающей мир, в котором пребывали Адам и Ева до грехопадения. Данную доминанту нельзя наполнить семантикой доверия к Богу, поскольку существование в непосредственном соприкосновении с Богом подразумевает не доверие, а верность, полное растворение человека как части творения в Боге и созданном им для него мире. Грехопадение же нарушило это состояние первоначальной гармонии человека с Богом и миром. Так в ветхозаветном дискурсе возникает лингвокультурная оппозиция доверие недоверие, т. е. как бы создается возможность выбора: остаться верным Богу или нарушить данный им запрет. Но даже нарушение запрета (возникновение оппозиции доверие недоверие) не означает сомнения в существовании Бога, т. е. первая часть оппозиции доверие во всех случаях остается первичной относительно второй части недоверия. В результате концепт ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА стал неотъемлемой основой христианского дискурса, а концепт ВЕРЫ начал сочетаться с идеей личностного предпочтения. Таким образом, концептуальное поле ВЕРА2 дополняется концептами: ВОЛЯ, СВОБОДА, ВЫБОР. За такую веру человек получает вознаграждение согласно договору: Финнее получил завет вечного священства, Иисус сделался судьей над Израилем, Халев получил в наследие землю, Давид наследовал престол царства навеки, Илия за великую ревность по законе взят даже на небо, Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени (1 Мак. 2, 59). Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта (Там же). Всякий, кто спасется и возможет делами своими и верою, которою веруете, избежать от прежде сказанных бед (Езд. 9, 7). Показательно для ветхозаветной веры, что награда за нее чаще всего получение земных благ. Согласно обетованиям Ветхого Завета (Втор. 7, 17; 31-8), всемогущая верность Ягве всегда проявлялась в пользу Израиля, когда Израиль имел веру в 134 .* I »\. ". I: I : • I >• ! . 1 Г |
75 История человечества, изложенная в ветхозаветном дискурсе с момента сотворения мира, начинается с некоей нулевой доминанты, означивающей мир, в котором пребывали Адам и Ева до грехопадения. Данную доминанту нельзя наполнить семантикой доверия к Богу, поскольку существование в непосредственном соприкосновении с Богом подразумевает не доверие, а верность, полное растворение человека как части творения в Боге и созданном им для него мире. Грехопадение же нарушило это состояние первоначальной гармонии человека с Богом и миром. Так в ветхозаветном дискурсе возникает лингвокультурная оппозиция доверие недоверие, т.е. как бы создается возможность выбора: остаться верным Богу или нарушить данный им запрет. Но даже нарушение запрета (возникновение оппозиции доверие недоверие) не означает сомнения в существовании Бога, т.е. первая часть оппозиции доверие во всех случаях остается первичной относительно второй части недоверия. В результате концепт первородного греха стал неотъемлемой основой христианского дискурса, а концепт веры начала сочетаться с идеей личностного предпочтения. Таким образом, концептуальное поле веры дополняется концептами: воля, свобода, выбор. За такую веру человек получает вознаграждение согласно договору: Финнее получил завет вечного священства, Иисус сделался судьей над Израилем, Халев получил в наследие землю, Давид наследовал престол царства навеки, Илия за великую ревность по законе взят даже на небо, Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени (1 Мак. 2, 59). Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. (Там же). «Всякий, кто спасется и возможет делами своими и верою, которою веруете, избежать от прежде сказанных бед» (Езд. 9, 7). Показательно для ветхозаветной веры, что награда за нее чаще всего получение земных благ. Согласно обетованиям Завета (Втор. 7, 17; 31-8) всемогущая верность Ягве всегда проявлялась в пользу Израиля, когда Израиль имел веру в нее, поэтому провозглашать чудеса прошлого, в особенности Исхода как действие |