Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 15]

Создаваемые образы не должны противоречить законам нашего мышления, а их существенные соотношения отношениям внешних вещей; они должны отображать существенные свойства вещей, включая минимум излишних, или пустых отношений, т.
е.
быть более простыми.
Как полагает В.
Герц, полностью избежать пустых отношений невозможно, так как образы создаются нашим умом и в значительной степени определяются свойствами способа отображения [Там же].
Современные авторы определяют картину мира как «глобальный образ мира, лежащий в основе мировоззрения человека, то есть выражающий существенные свойства мира в понимании человека в результате его духовной и познавательной деятельности» [Постовалова1988: 21].
Постулаты когнитивизма продолжают развивать идеи, выдвинутые
еще в трудах В.
фон Гумбольдтом: 1) язык как непрерывный осмыс-ленный творческий процесс созидания есть выражение духа народа, его национальной культуры, которая воплощается в языке и передается потомкам; 2) язык играет важнейшую роль в познании действительности, в формировании вполне определенной картины мира (Weltbild), которая создается
иод влиянием того или иного языка как отражения определенного способа представления внеязыковой реальности, то есть национальной внутренней формы языка, мировоззрения его народа; 3) «народ такой же организм, как человеческий индивид».
Смысл и конечную цель исследований языка В.
фон Гумбольдт видел в установлении того мировидения, которое язык своей внутренней формой навязывает мышлению [Гумбольдт 2000].
Эти идеи оказали влияние на развитие лингвистической методологии во всем мире.

Повое звучание они получают в исследованиях американского лингвиста Э.
Сепира
[Сепир 2001].
Согласно его представлениям, язык наделяется огромной
власгыо над человеком и определяет характер человека, способ познания человеком действительности и детерминирует в конечном итоге поведение человека и, шире, культуру.
Эта идея становится известной как теория лингвистической относительности, а мировидение, отраженное в структуре языка, в дальнейшем
15
[стр. 19]

1.2.
Картина мира как результат отражательной деятельности человека Постулаты когнитивизма продолжают развивать идеи, выдвинутые в своих трудах Вильгельмом фон Гумбольдтом: 1) язык как непрерывный осмысленный творческий процесс созидания есть выражение духа народа, его национальной культуры, которая воплощается в языке и передается потомкам; 2) язык играет важнейшую роль в познании действительности, в формировании вполне определенной картины мира (Weltbild), которая создается под влиянием того или иного языка как отражения определенного способа представления внеязыковой реальности, то есть национальной внутренней формы языка, мировоззрения его народа; 3) «народ такой же организм, как человеческий индивид» [Воробьев 1997: 23].
Смысл и конечную цель исследований языка В.
фон Гумбольдт видел в установлении того мировидения, которое язык своей внутренней формой навязывает мышлению [Гумбольдт 2000].
Эти идеи оказали влияние на развитие лингвистической методологии во всем мире.

Новое звучание они получают в исследованиях американского лингвиста Э.
Сепира
(2001).
Согласно его представлениям, язык наделяется огромной
властью над человеком и определяет характер человека, способ познания человеком действительности и детерминирует в конечном итоге поведение человека и, шире, — культуру.
«Мы видим, слышим и воспринимаем действительность органами чувств именно так, а не иначе, потому что языковые навыки нашего общества предопределили возможность интерпретации действительности» [Пименова 2002: 4].
Эта идея становится известной как теория лингвистической относительности, а мировидение, отраженное в структуре языка, в дальнейшем
получает название языковой картины мира.
Термин картина мира был достаточно новым для того времени, позже он активно стал употребляться К.
Ясперсом, который, утверждал, что любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида [Ясперс 1995: 180 — 212].
19

[Back]