Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 151]

народнический взгляд, что все духовные стихи создание и выражение «народною» (разумей, простонародного или крестьянского) миросозерцания абсолютно неверен.
Уже тот факт, что духовные стихи стоят в тесной зависимости от средневековой книжной литерату-ры, говорит за то, что большинство духовных стихов создано в среде образованного общества, к каковому отнюдь не могли быть отнесены низшие классы, тем более крестьянство, в подавляющей своей части находившееся не только вне образованности, хотя бы и церковно-средневековой, но даже вне элементарной грамотности.
В некоторых духовных стихах можно и сейчас, несмотря на указанную малую научную разработанность проблемы и на позднейшее «окрестьянение» фольклора, распознать подлинный социальный характер и устремленность, лежащие в их основе [Казнина 2004: 79 ].
За сто с лишним лег изучение семантики духовного стиха прошло несколько стадий в соответствии со сменой научных школ.
Мифологическое и сравнительно-историческое направления, исследуя народное
сознание, сосредотачивали свое внимание на отдельных сюжетах или элементах картины мира, анализируя их истоки, трансформации или соответствия в других культурах.
Классическим образцом сравнительно-исторических исследований являются «Разыскания в области русского духовного стиха»
Л.Н.
Веселовского.
•ч-Среди прямых и опосредованных источников духовных стихов книги Ветхого и Нового Заветов, произведения церковной гимнографии, сочинения отцов церкви, жития христианских подвижников, так называемые «покаянные стихи» XV-XVII веков и др.
Усваиваемые народной культурой в течение многих столетий....христианские .образы наслаивались на местные языческие представления.
При этом наряду с каноническими текстами на Русь широким потоком шла и апокрифическая литература, а границы между дозволенным и «отреченным» были весьма зыбкими и условными.
Поэтому в духовных стихах встречается достаточно много искажений фактов веры и догматических категорий: София Премудрая оказывается матерью Егория Храброго, а архангел Михаил перевозит через огненную реку души умерших, выступая в роли
151
[стр. 172]

172 определению Г.П.
Федотова, «духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые обыкновенно бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.
Многие из этих стихов записывались в песенные сборники, дошедшие до нас в большом числе» (Федотов, 1991, с.
13).
Духовные стихи чрезвычайное и своеобразное явление русского народного творчества, к которому обращалось большое количество исследователей, поскольку именно в картине мира, представленной в дискурсе духовных стихов, находит отражение истинно народное религиозное мировоззрение и миропонимание, которые, складываясь сами, формировали духовную культуру развивавшегося в историческом времени огромного этноса великороссов.
За сто с лишним лет изучение семантики духовного стиха прошло несколько стадий — в соответствии со сменой научных школ.
Мифологическое и сравнительно-историческое направления, исследуя народное
сознание, сосредотачивали свое внимание на отдельных сюжетах или элементах картины мира, анализируя их истоки, трансформации или соответствия в других культурах.
Классическим образцом сравнительно-исторических исследований являются «Разыскания в области русского духовного стиха»
А.Н.
Веселовского (1879 -1891).
Анализ мировидения в духовных стихах как системы впервые был проведен Г.
Федотовым (1935).
В его книге взаимосвязанными предстали такие важнейшие элементы народной картины мира, как небесные силы (Троица, Христос, Богородица и святые), мать-сыра земля, человеческая жизнь с грехом, святостью и ожиданием Страшного суда.
Исследование народного богословия, этики, ценностных ориентации по текстам духовных стихов было проведено Н.Шгаммлером (Stfmmler, 1939), а в наши дни — Дж.
Л.
Майна (Mina, 1979) и X.
Ковальской (Kowalska Lewiska, 1979; Kowalska, 1987).


[стр.,173]

Задача данного этапа настоящей работы описать представления о вере в русской наивной картине мира, нашедшие отражение в дискурсе духовных стихов.
Многие примеры, которые мы будем приводить в качестве иллюстраций, принадлежат не одному произведению, а входят в качестве клише в ряд текстов или, по крайней мере, повторяются в многочисленных вариантах определенного стиха.
В вопросе о времени возникновения духовных стихов среди исследователей нет единства.
Мы не будем останавливаться на анализе всех существующих точке к зрения на этот вопрос, отметим лишь, что наиболее верной, на наш взгляд, является точка зрения, относящая появление духовных стихов к домонгольскому времени, т.е.
к концу XI века.
Среди прямых и опосредованных источников духовных стихов книги Ветхого и Нового Завета, произведения церковной гимнографии, сочинения отцов церкви, жития христианских подвижников, так называемые «покаянные стихи» XV XVII веков и др.
Усваиваемые народной культурой в течение многих столетий христианские образы наслаивались на местные языческие представления.
При этом наряду с каноническими текстами на Русь широким потоком шла и апокрифическая литература, а границы между дозволенным и «отреченным» были весьма зыбкими и условными.
Поэтому в духовных стихах встречается достаточно много искажений фактов веры и догматических категорий: София Премудрая оказывается матерью Егория Храброго, а архангел Михаил перевозит через огненную реку души умерших, выступая в роли
греческого Харона; в мире духовных стихов можно поклониться мощам Христа и Богородицы и т.д.
Говоря о народных религиозных представлениях, необходимо остановиться на проблеме взаимодействия их с церковным учением.
С самого начала церковь вела борьбу с проявлением дохристианских верований, но, сознавая укоренённость их в народном сознании, в иных случаях священникам 173

[Back]