Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 153]

«Количество слов, обозначающих непосредственно или опосредованно сферу речи, очень велико: из 10800 словоформ более 400 относится к сфере речи (104 лексемы) в несколько раз больше, чем в любом другом жанре народной поэзии» [Никитина 1991: 142].
Казалось бы, такая обширная речевая деятельность героев входит в противоречие с идеалами христианской жизни, осуществляемыми в «безмолвной» и «непразднословной пустыни», столь восхваляемой в стихах.
В духовных стихах эти христианские постулаты были изображены именно с точки зрения «народной веры», а в некоторых случаях противоречили церковным, поэтому тексты духовных стихов ни в коей мере не являются каноническими.
И все-таки церковь мирилась с тем, что народ повсеместно распевал духовные стихи [http://osin-music.ru/stili-i-instrumenty/duhovnye-stihi/].
Концепт ВЕРА как (ядерный репрезентант концептуалного поля В ЕРА2; в дискурсе духовных стихов значительно отличается от понимания его в православии каноническом.
И главное отличие, пожалуй, заключается не в искажении фактов веры и догматических категорий, которых в стихах достаточно много, но в смещении акцентов веры и недопонимания (и непонимания) наиболее неконкретных понятий.
«Вера духовных стихов это вера взрослеющего ребенка, когда еще максимально
попятными кажутся те истины, которые можно пощупать.
Когда явление, человека или Бог могут иметь только один ряд свойств, в которых невозможна бинарность или
диалектичностъ» [Коробова 1995: 14].
Но в то же время это не упрощенный, сильно обедненный вариант книжной церковной веры, а достаточно сложная и структурно единая схема «народной этики», «состоящая из трех элементов ритуалистического, каритативного (преисполненного любви) и
натуралистического, родового» [Федотов 1935: 12].
В действительности структура народной веры, опирающейся на православие, еще сложнее.
Генетически она складывается из трех слоев: из древней языческой религии Матери-Земли, на которую легли два пласта религия закона (канонический устав церкви) и религия жертвенного генезиса (живая традиция святости).

153
[стр. 176]

176 Дискурс духовных стихов диалогичен: стихи часто построены как диалог или цепь диалогов; иногда при введении чужой речи может использоваться фольклорный штамп: говорит X таковы слова; стихи могут быть построены как обращение к божественным силам.
В связи с этим «количество слов, обозначающих непосредственно или опосредованно сферу речи, очень велико: из 10800 словоформ более 400 относится к сфере речи (104 лексемы) в несколько раз больше, чем в любом другом жанре народной поэзии» (Никитина, 1997, с.95).
Казалось бы, что такая обширная речевая деятельность героев входит в противоречие с идеалами христианской жизни, осуществляемыми в «безмолвной» и «непразднословной пустыне», столь восхваляемой в стихах.
Однако речь духовного стиха непразднословна, она почти всегда идет из глубины души и полна эмоционального накала: именно поэтому предикаты, ее вводящие, имеют в себе семантический признак, указывающий на интенсивность говорения: возопить, воскликнуть, возгаркпутъ, подкрепляемый и усиливаемый сопровождающими действия характеристиками: возговорить со слезами, возопить велиим гласом/ возгаркнуть громким голосом Концепт веры в дискурсе духовных стихов значительно отличается от понимания его в православии каноническом.
И главное отличие, пожалуй, заключается не в искажении фактов веры и догматических категорий, которых в стихах достаточно много, но в смещении акцентов веры и недопонимания (и непонимания) наиболее неконкретных понятий.
«Вера духовных стихов это вера взрослеющего ребенка, когда еще максимально
понятными кажутся те истины, которые можно пощупать.
Когда явление, человека или Бог могут иметь только один ряд свойств, в которых невозможна бинарность или
диалектичность» (Коробов, 2001, с.
4).
Но в то же время это не упрощенный, сильно обедненный вариант книжной церковной веры, а достаточно сложная и структурно единая схема «народной этики», «состоящая из трех элементов ритуалистического, каритативного (преисполненного любви) и


[стр.,177]

177 натуралистического, родового» (Федотов, 1991, с.
12).
В действительности структура народной веры, опирающейся на православие еще сложнее.
Генетически она складывается из трех слоев: из древней языческой религии Матери Земли, на которую легли два пласта религия закона (канонический устав церкви) и религия жертвенного генезиса (живая традиция святости).

Объектом веры в духовных стихах являются небесные силы, но «народная иерархия небесного мира, смутная и неустойчивая, не совпадает с церковной.
Она питается литургикой, храмовым культом, а не катехизисом» (Там же, с.
24).
Как правило, это не одно, а несколько лиц, расположенных в определенной иерархии, причем можно привести весьма мало примеров богословски корректного порядка расположения небесных сил.
Формула небесных сил может быть двойственна или тройственна: она включает Христа, Божью Матерь и Троицу и именно в таком порядке: А я верую самому Христу, Царю небесному, Его матери Пресвятой Богородице, Святой Троице неразделимой (Бес., 403; 348; 410, 434, 457, 486, 489, 545 546) Иногда может выпадение одного из членов формулы: Самому Христу, Царю Небесному, Его Матери Владычице, Владычице Богородице (Бес., 311; 520; Вар.
84) Единой Троице нераздслимыя Самому Христу, Царю Небесному, (Бес., 394) В Матерь Божию Богородицу И во троицу неразделимую (Бес., 271)

[стр.,211]

«вероучение, вероисповедание» сема религия, закон; семантические компоненты проверка, обещание, христианская вера, православная вера, римская вера, старая, новая вера.
СЗ «система нравственных ценностей», семы добродетель, благочестие, семемы жизнь по вере, чистота, честность, исполнение обязательств.
2) Исследование круга современных ассоциаций к слову-стимулу вера, представленных в Русском ассоциативном словаре показало, что в современной языковой картине мира русского человека концепт вера понимается не как мировоззренческая установка, а, прежде всего, как чувство и отношение в Богу: любовь и надежда.
3) Народную веру, отраженную в духовных стихах, вслед за С.Е.
Никитиной мы понимаем как «нерасторжимый сплав, представляющий качественно иное духовное образование, чем ортодоксальное христианство, сплав, где преображённое язычество стало необходимой частью мировоззренческой системы» (Никитина, 1991, с.
141).
Концепт вера в дискурсе духовных стихов значительно отличается от понимания его в православии каноническом: 1) искажение фактов веры и догматических категорий, 2) смещение акцентов веры и недопонимания (и непонимания) наиболее неконкретных понятий: «Вера духовных стихов это вера взрослеющего ребенка, когда еще максимально понятными кажутся те истины, которые можно пощупать».
Вера понимается как закон, по соответствию которому оцениваются человеческие действия.
4) В религиозно философском дискурсе славянофилов концептосфера веры значительно расширена.
У Хомякова вера понимается и как мировоззрение («выражение жизненного духа народов», «основа всякой цивилизации», «все понятия, все страсти, вся жизнь»), и как внутреннее состояние человека, и как система догматов (т.е.
вероучение).
Собственно духовное понимание концепта вера связывается у него с понятием предела: вера как предел и развития нации, и внутреннею развития человека.
211

[Back]