Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 154]

Объектом веры в духовных стихах являются небесные силы, но «народная иерархия небесного мира, смутная и неустойчивая, не совпадает с церковной.
Она питается литургикой, храмовым культом, а не катехизисом»
[Казнина 2004: 112].
Как правило, это не одно, а несколько лиц, расположенных в определенной иерархии, причем можно привести весьма мало примеров
корректного порядка расположения небесных сил.
Формула небесных сил может быть двойственна или тройственна: она включает Христа, Божью Матерь и Троицу и именно в таком порядке: А я верую самому Христу, Царю небесному, Его матери Пресвятой Богородице, Святой Троице неразделимой.

Так, иные члены этой формулы очень редко употребляются одни: Он и верует единой Троицы, " i Единой Троицы неразделимый, А я верую самому Христу, Самому Христу, Царю Небесному.
Сюда же можно отнести и формулу веры Лизаветы Прекрасной: Он молится Господу распятому; ср.: А мы проповедуем Христа распятого (1 Кор.
1: 23).
У Егория Храброго это звучит как богам распятым (циг.
по: [Казнина 2004: 272]).
В духовном стихе ценность представляет личность, покорная Божьей воле, главным
ее достоинством является истинная вера, чистота, готовность к покаянию.
В духовном стихе преобладает этическая оценка, но она не только является преобладающей, но и захватывает территорию, принадлежащую другому типу оценок, другой шкале.
«Этическая шкала добро
з.по, правда кривда, грех праведность притягивает к себе вечно колеблющуюся стрелку прекрасное безобразное (эстетическая оценка)» (циг.
по: [Никитина 1991: 143]).
> г Более половины прилагательных в текстах духовных стихов оценочные прилагательные или становящиеся таковыми в сочетании с определенными существительными.
Большое количество прилагательных
выражает этическую 154
[стр. 177]

177 натуралистического, родового» (Федотов, 1991, с.
12).
В действительности структура народной веры, опирающейся на православие еще сложнее.
Генетически она складывается из трех слоев: из древней языческой религии Матери Земли, на которую легли два пласта религия закона (канонический устав церкви) и религия жертвенного генезиса (живая традиция святости).
Объектом веры в духовных стихах являются небесные силы, но «народная иерархия небесного мира, смутная и неустойчивая, не совпадает с церковной.
Она питается литургикой, храмовым культом, а не катехизисом»
(Там же, с.
24).
Как правило, это не одно, а несколько лиц, расположенных в определенной иерархии, причем можно привести весьма мало примеров
богословски корректного порядка расположения небесных сил.
Формула небесных сил может быть двойственна или тройственна: она включает Христа, Божью Матерь и Троицу и именно в таком порядке: А я верую самому Христу, Царю небесному, Его матери Пресвятой Богородице, Святой Троице неразделимой
(Бес., 403; 348; 410, 434, 457, 486, 489, 545 546) Иногда может выпадение одного из членов формулы: Самому Христу, Царю Небесному, Его Матери Владычице, Владычице Богородице (Бес., 311; 520; Вар.
84) Единой Троице нераздслимыя Самому Христу, Царю Небесному, (Бес., 394) В Матерь Божию Богородицу И во троицу неразделимую (Бес., 271)

[стр.,180]

фольклора является не внешний мир, а человек, его помыслы, намерения, желания, поступки.
Субъект оценки не безличный социум, а личность, полностью ответственная за свои поступки, соизмеряющая свои оценки с высшим авторитетом, дающим различение добра и зла.
Если в традиционном фольклоре люди оцениваются с точки зрения умения и знаний, позволяющих ориентироваться в мире и достигать своих целей (например, жених хитер мудер, догадливый, он умеет слово молвити, речь говорити), то в духовном стихе ценность представляет личность, покорная Божьей воле, главным се достоинством является истинная вера, чистота, готовность к покаянию.
В духовном стихе преобладает этическая оценка, но она не только является преобладающей, но и захватывает территорию, принадлежащую другому типу оценок, другой шкале.
«Этическая шкала добро —
зло, правда кривда, или грех праведность притягивает к себе вечно колеблющуюся стрелку прекрасное безобразное эстетическая оценка), полезное вредное (прагматическая или утилитарная оценка) и даже приятное неприятное (сенсорная оценка)» (Никитина, 1991, с.
43).
Более половины прилагательных в текстах духовных стихов оценочные прилагательные или становящиеся таковыми в сочетании с определенными существительными.
Большое количество прилагательных
выражаег этическую оценку.
Слово вера определяется прилагательными христианская (крестианская), православная (очень редко), но чаще всего крещеная: У нас белый царь над царями царь.
Он и верует веру крещеную, Крещеную, богомольную (Бес., 27) Верую в веру крещеную, Во крещеную богомольную (Бес., 35) 180

[Back]