Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 155]

оценку.
Слово вера определяется прилагательными христианская (крестианская), православная (очень редко), но чаще всего крещеная: У нас белый царь над царями царь.
Он и верует веру крещеную, Крещеную, богомольную.

Верую в веру крещеную, Во крещеную богомольную
Православная вера определяется оценочными эпитетами: истинная, святая, богомольная, благоверная, благочестивая.
И если эпитеты истинная, святая характерны для всех текстов христианского дискурса, то эпитеты богомольная, благоверная, благочестивая только для фольклорных
текстов и преимущественно для дискурса духовных стихов.
Синоним
к слову вера правоверие, эпитеты к нему: пресветлое правоверие, древнее, благочестивое.
В ценностной картине мира русского фольклора очень важным является противопоставление «свое — чужое», в котором свое оценивается как положительное, хорошее, а чужое как плохое.
Так, православная вера наша вера: Велика наша вера крещеная,
• Велик наш Христос Бог (цит.
по: [Никитина 1991: 143]).
.
Но: Я не верую веры твоей неверныей, Ни твоим богам, ни ко идолам
['Гам же].
.
Предикативные словосочетания с лексемой вера не так многочисленны, как в ранее исследуемых дискурсах.
К вере можно принуждать, заставлять, веру можно бросить, утверждать, веровать.
При рассмотрении предикативных конструкций с глаголом веровать (глагол верить в духовных стихах почти не встречается) следует отметить, что, как правило, он употребляется в своеобразных речевых штампах: веровать веру
кукую, веровать веру ко кому (ко Господу); веровать в веру (реже); веровать 155
[стр. 180]

фольклора является не внешний мир, а человек, его помыслы, намерения, желания, поступки.
Субъект оценки не безличный социум, а личность, полностью ответственная за свои поступки, соизмеряющая свои оценки с высшим авторитетом, дающим различение добра и зла.
Если в традиционном фольклоре люди оцениваются с точки зрения умения и знаний, позволяющих ориентироваться в мире и достигать своих целей (например, жених хитер мудер, догадливый, он умеет слово молвити, речь говорити), то в духовном стихе ценность представляет личность, покорная Божьей воле, главным се достоинством является истинная вера, чистота, готовность к покаянию.
В духовном стихе преобладает этическая оценка, но она не только является преобладающей, но и захватывает территорию, принадлежащую другому типу оценок, другой шкале.
«Этическая шкала добро — зло, правда кривда, или грех праведность притягивает к себе вечно колеблющуюся стрелку прекрасное безобразное эстетическая оценка), полезное вредное (прагматическая или утилитарная оценка) и даже приятное неприятное (сенсорная оценка)» (Никитина, 1991, с.
43).
Более половины прилагательных в текстах духовных стихов оценочные прилагательные или становящиеся таковыми в сочетании с определенными существительными.
Большое количество прилагательных выражаег этическую оценку.
Слово вера определяется прилагательными христианская (крестианская), православная (очень редко), но чаще всего крещеная: У нас белый царь над царями царь.
Он и верует веру крещеную, Крещеную, богомольную
(Бес., 27) Верую в веру крещеную, Во крещеную богомольную (Бес., 35) 180

[стр.,182]

182 на старообрядческой свадьбе до сих пор свадебные столы после благословения родителей обходят «посолонь».
Со восточной стороны идет небесный царь (Вар.
1 72) Именно с восточной стороны ветры приносят тучу, из которой выпадает Голубиная книга, содержащая все знание о мире.
В духовных стихах ориентация восток—запад особенно ощутима в стихах о Страшном суде.
Тогда, когда придет конец небу и земле, Часты звезды с неба свалятся от востоку до западу Протечет река огненная от востока и до запада.
(Киреевский, цит.
по: Грунтовский, 2002, с.
154) На Страшный суд Господь и души праведные идут с восточной стороны, грешники — с западной: Со восточной сторонушки идуг души праведные, С западной стороны идут души грешные.
(Там же).
Таким образом, запад это место адовое, грешное, восток праведное, откуда идут праведники и сам Царь Небесный.
Православная вера определяется оценочными эпитетами: истинная, святая, богомольная, благоверная, благочестивая.
И если эпитеты истинная, святая характерны для всех текстов христианского дискурса, то эпитеты богомольная, благоверная, благочестивая только для фольклорных
и преимущественно для дискурса духовных стихов.
Синоним
слову вера правоверие; определения к нему: пресветпое правоверие, древнее, благочестивое.
В ценностной картине мира русского фольклора очень важным является противопоставление «свое чужое», в котором свое оценивается как положительное, хорошее, а чужое как плохое.
Так православная вера — наша вера: Велика наша вера крещеная,
Велик наш Христос Бог (Вар., 80, 82)

[стр.,183]

183 Но: Я не верую веры твоей неверныей, Ни твоим богам, ни ко идолам (Там же).
Предикативные словосочетания с лексемой вера не так многочисленны, как в ранее исследуемых дискурсах.
К вере можно принуждать, заставлять, веру можно бросить, утверждать, веровать.
При рассмотрении предикативных конструкций с глаголом веровать (глагол верить в духовных стихах почти не встречается) следует отметить, что, как правило, он употребляется в своеобразных речевых штампах: веровать веру
какую, веровать веру ко кому (ко Господу); веровать в веру (реже); веровать вере.
Так только в одном стихе «О Егории Храбром» встречаются все три типа конструкций: Ты которой вере веруешь? Верую в веру крещеную, Во крещеную, богомольную Вы покиньте веру христианскую, Поверуйте мою латынскую Она верует веру истинную христианскую В таких тавтологических сочетаниях семантика глагола веровать скорее близка глаголу исповедовать.
Особенно это характерно для конструкций с глаголом 1-го лица, что отмечается в исследованиях М.
Селезнева (Селезнев, 1998, с.
253).
Наиболее ярко это проявляется в сюжетах, где мученики исповедуют свою веру перед гонителями.
Здесь произнесение слов «верую веру» не только коммуникативный акт, это скорее акт утверждения веры, клятва в преданности ей: Ты, злодей царище бусурманшце! Я не верую веры твоей неверныей...

[Back]