вере. Так, только в одном стихе «О Егории Храбром» встречаются все три типа конструкций: Ты которой вере веруешь? Верую в веру крещеную, Во крещеную, богомольную Вы покиньте веру христианскую, Поверуйте мою латынскую. Она верует веру истинную христианскую. В таких тавтологических сочетаниях семантика глагола веровать скорее близка глаголу исповедовать. Наиболее ярко это проявляется в сюжетах, где мученики исповедуют свою веру перед гонителями. Здесь произнесение слов «верую веру» не только коммуникативный акт, это скорее акт утверждения веры, клятва в преданности _ Чг* ей: Ты, злодей царище бусурманище! Я не верую веры твоей неверныей... Верую я в веру крещеную, Крещеную, богомольную (цит. по: [Грунтовский: 154]). и Традиционный для христианского дискурса концепт верность имеет сходную с каноническим модель. Он предполагает верность обеих сторон: человека и Бога. Герои веры духовных стихов: Егории Храбрый, Феодор, Кирик преодолевают мучения силой веры и силой молитвы. Но существует и другой аспект отношений между Божественным дискурсом и человеческим, который более всего я вен в дискурсе духовных стихов. Он основан на принципе силы. Суд Неба творит справедливость. Он воздает человеку «по вере его». Мир духовных стихов не знает Бога, дающего грешнику отпущение грехов. В этом, пожалуй, основное концептуальное отличие веры Священного Писания и Священного Предания от веры народной религии. Вера понимается как закон, по соответствию которому оцениваются человеческие действия. Такая интерпретация порождает этические оппозиции 156 |
183 Но: Я не верую веры твоей неверныей, Ни твоим богам, ни ко идолам (Там же). Предикативные словосочетания с лексемой вера не так многочисленны, как в ранее исследуемых дискурсах. К вере можно принуждать, заставлять, веру можно бросить, утверждать, веровать. При рассмотрении предикативных конструкций с глаголом веровать (глагол верить в духовных стихах почти не встречается) следует отметить, что, как правило, он употребляется в своеобразных речевых штампах: веровать веру какую, веровать веру ко кому (ко Господу); веровать в веру (реже); веровать вере. Так только в одном стихе «О Егории Храбром» встречаются все три типа конструкций: Ты которой вере веруешь? Верую в веру крещеную, Во крещеную, богомольную Вы покиньте веру христианскую, Поверуйте мою латынскую Она верует веру истинную христианскую В таких тавтологических сочетаниях семантика глагола веровать скорее близка глаголу исповедовать. Особенно это характерно для конструкций с глаголом 1-го лица, что отмечается в исследованиях М. Селезнева (Селезнев, 1998, с. 253). Наиболее ярко это проявляется в сюжетах, где мученики исповедуют свою веру перед гонителями. Здесь произнесение слов «верую веру» не только коммуникативный акт, это скорее акт утверждения веры, клятва в преданности ей: Ты, злодей царище бусурманшце! Я не верую веры твоей неверныей... 184 Верую я в веру крещеную Крещеную, богомольную. (Киреевский, цит. по: Грунтовский, 2002, с. 154) Традиционный для христианского дискурса концепт верность имеет сходную с каноническим модель. Он предполагает верность обеих сторон: человека и Бога. Герои веры духовных стихов: Егорий Храбрый, Феодор, Кирик преодолевают мучения силой веры и силой молитвы. Но и Господь не оставляет их: чтобы ни предпринимали мучители, «ничего Егорию не вредилося» (Там же), в котле, в котором хотели сварить Кирика, «расцвели цветы лазоревые» (Вар., с. 85) и т. д. Господь милостив к праведным, верным. Но существует и другой аспект отношений между Божественным дискурсом и человеческим, который более всего явен в дискурсе духовных стихов. Он основан на принципе силы. Суд неба творит высшую справедливость. Он воздает человеку «по вере его». Мир духовных стихов не знает Бога, дающего грешнику отпущение грехов. В этом, пожалуй, основное концептуальное различие веры Священного Писания и Священного Предания от веры народной религии. Вера понимается как закон, по соответствию которому оцениваются человеческие действия. Такая интерпретация порождает этические оппозиции греха и добродетели, праведной и неправедной жизни.. Господь на страшном суде не милует никого: Вы грешные рабы беззаконные Отойдите прочь, рабы проклятые Не могу я вас грешных рабов навидети (Бес., с. 164) И после монолога Иисуса Христа вывод автора: Не может Господи грешных рабов помиловать В стихе «О Гадаме» Ева, утешая плачущего Гадама (Адама), определяет основные нравственные правила, по которым, согласно православной вере, должны жить люди после грехопадения: Сослал нас Господь Бог на трудную землю |