греха и добродетели, праведной и неправедной жизни. Господь на страшном суде не милует никого: Вы грешные рабы беззаконные, Отойдите прочь, рабы проклятые, Не могу я вас грешных рабов навидети [Казнина 2004: 180]. Прилагательное верный в концептуальном поле ВЕРА употребляется в двух значениях: верный как «верующий, исповедующий православную веру» и верный как «преданный, надежный». Антонимами к первому значению выступают прилагательные неверный (неверный царь Максимиан) человек иной, неправославной веры: Жил-был неверный царь Максимиан и была у него честная жена Улита; она веру веровала ко Господу. Во втором значении это слово может иметь и негативную окрашенность: верные кони словно лютые звери, верные слуги словно лютыя змеи (цит. по: [Никигина1991: 143]). Проанализировав проявления концептуального поля ВЕРА2' в русских духовных стихах, мы пришли к выводу, что семантика концепта ВЕРА в духовных стихах ближе к его интерпретации в Ветхом Завете: это прежде всего понимание веры как закона, данного Богом человеку и определяющего нормы человеческого поведения (запрещенное и допустимое). Бог же выступает как сила, осуществляющая этот закон и карающая человека за его нарушение. В ходе анализа текстов духовных стихов нам удалось выявить основные языковые репрезентанты концептуального поля ВЕРАгПредставим выявленные единицы в алфавитном порядке: •БОН»:, .... ....;............................................................. • ......... вера верность веровать закон ... . . мучения / муки правоверие 157 |
184 Верую я в веру крещеную Крещеную, богомольную. (Киреевский, цит. по: Грунтовский, 2002, с. 154) Традиционный для христианского дискурса концепт верность имеет сходную с каноническим модель. Он предполагает верность обеих сторон: человека и Бога. Герои веры духовных стихов: Егорий Храбрый, Феодор, Кирик преодолевают мучения силой веры и силой молитвы. Но и Господь не оставляет их: чтобы ни предпринимали мучители, «ничего Егорию не вредилося» (Там же), в котле, в котором хотели сварить Кирика, «расцвели цветы лазоревые» (Вар., с. 85) и т. д. Господь милостив к праведным, верным. Но существует и другой аспект отношений между Божественным дискурсом и человеческим, который более всего явен в дискурсе духовных стихов. Он основан на принципе силы. Суд неба творит высшую справедливость. Он воздает человеку «по вере его». Мир духовных стихов не знает Бога, дающего грешнику отпущение грехов. В этом, пожалуй, основное концептуальное различие веры Священного Писания и Священного Предания от веры народной религии. Вера понимается как закон, по соответствию которому оцениваются человеческие действия. Такая интерпретация порождает этические оппозиции греха и добродетели, праведной и неправедной жизни.. Господь на страшном суде не милует никого: Вы грешные рабы беззаконные Отойдите прочь, рабы проклятые Не могу я вас грешных рабов навидети (Бес., с. 164) И после монолога Иисуса Христа вывод автора: Не может Господи грешных рабов помиловать В стихе «О Гадаме» Ева, утешая плачущего Гадама (Адама), определяет основные нравственные правила, по которым, согласно православной вере, должны жить люди после грехопадения: Сослал нас Господь Бог на трудную землю 187 Тут сошлася кривда с правдою, И промежду собой оны подралися, Нонечь кривда правду приобидела: Пошла правда она на вышние небеса, А кривда осталась на сырой земли. По всему народу православному Она пала нам всем на ретиво сердце (Вар., 28). Кривда в сердце человеческом — грех, беззаконие: Оттого у нас в мире стало правды нет. Стали беззакония великие (Вар., 35) Субъекты греха — грешники, или грешные души, рабы грешные, рабы беззаконные. Прилагательное верный в концептуальном поле веры употребляется в двух значениях: верный как «верующий, исповедующий православную веру», и верный как «преданный, надежный». Антонимами к первому значению выступают прилагательные неверный, («неверный царь Максимиан») человек иной неправославной веры. Жил был неверный царь Максимиан и была у него честная жена Улита; она веру веровала ко Господу (Вар., с. 81) Во втором значении это слово может иметь и негативную окрашенность: верные кони словно лютые звери верные слуги словно лютыя змеи В данном контексте, прилагательное верный несет семантику привязанности к земле, но «перед лицом смерти богатство становится ненавистным» (Федотов, 1998, с. 82). |