Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 159]

представляющих собой фрагменты из авторских художественных произведений русских писателей XIX-XX веков.
Художественное мышление есть мышление в образах.
Оно метафорично, двупланово.
Художественный стиль соотносится с образно-эмоциональной и эстетической работой сознания и мышления, в процессе которой слово направлено и на другое слово.
Автор художественного
текста может совмещать друг с другом порой несовместимые понятия.
Обладая высокой восприимчивостью,
автор замечает общие признаки подчас совершенно не сходных между собой предметов (понятий).
Общее значение слова в художественном произведении не исчезает, а смысл иногда придается новый.
Художественный текст, таким образом, служит одним из звеньев развития концептуального смысла.
При анализе художественных произведений обнаруживаются следующие смыслы.
Вера обладает силой и является источником энергии для человека: «...силу трезвую
■ощутил я совсем не в нем, а в мальчишке с верою железною» (Е.
Евтушенко.
Встреча).

Вера защищает: «Когда, угрюмый нежилец, я только верою и выжил...» (О.
Чухонцев.
Голос за снимком); «Эта вера от пули меня темной ночью хранила» (В.
Агатов.
Темная ночь); «Вы же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив» (К.
Воробьев.
Гусилебеди).

Вера это борьба со злом, потеря веры связывается с бессилием: «Лежа в госпитале, он незаметно утерял внутреннюю сопротивляемость здорового человека зримому и возможному злу веру в благополучный конец любых
бед <...> теперь же он уверовал в гибель Тани и испытывал сложное чувство вины за ее гибель» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
г Вера предполагает наличие преданности и верности 1) Родине: «Я говорю: люблю Россию...
Ей предан я душой и телом...» (В.
Стародубский.
Избави Бог); «За то, что бессменно, верно Тебе служить хочу» (А.
Твардовский.
Спасибо, моя родная); друзьям: «Мой кубок за здравье не многих, Не многих, но верных друзей...» (П.
Вяземский.
Друзьям); 2) членам семьи: 159
[стр. 149]

Данные клятвенные заверения, божба употребляются для подтверждения сказанного, носят экспрессивный характер и могут быть отнесены к крайней периферии паремиологического поля, так как описательно характеризуют концепт «Вера/Неверие».
Подводя итог проведенному анализу паремиологического поля концепта, мы можем сделать следующие выводы: 1.
Интерпретационное поле концепта «Вера/Неверие» достаточно широко и объемно.
2.
У веры и неверия есть общие когнитивные признаки: связь с проверкой и личным опытом, высокая оценка истинности связана с увиденным, низкая с услышанным.
3.
Пословицы и поговорки отражают дуализм человеческого существования: веру в хорошее будущее (христианское мировоззрение) и суеверное представление о том, что наперед нельзя ничего загадывать.
4.
Вера в пословицах и поговорках представлена как добродетель, которая определяет нравственные устои людей.
Она подвержена изменениям, обладает силой, носит избирательный характер, поэтому не все заслуживает веры иногда вера требует доказательств, проверки.
5.
Неверие связано с объектом: Бог, женщины, счастье, люди, совершившие безнравственные поступки, незнакомые и т.п.
В этом проявляется «социальность» неверия.
3.3.
Анализ художественных текстов, вербализирующих концепт «Вера/Неверие» В данном параграфе мы рассматриваем индивидуальные представления о концепте «Вера/Неверие», свойственные носителям русского языка.
Художественное мышление есть мышление в образах.
Оно метафорично, двупланово.
Художественный стиль соотносится с образно-эмоциональной и эстетической работой сознания и мышления, в процессе которой слово направлено и на другое слово.
Автор художественного
слова может совмещать друг с другом по149

[стр.,150]

рой несовместимые понятия.
Обладая высокой восприимчивостью,
поэт или писатель часто замечает общие признаки совершенно не сходных между собой предметов (понятий).
Общее значение слова в художественном произведении не исчезает, а смысл иногда придается новый.
Художественный текст, таким образом, служит одним из звеньев развития концептуального смысла.
При анализе художественных произведений обнаруживаются следующие смыслы.
Вера обладает силой и является источником энергии для человека: «...силу трезвую
ощутил я совсем не в нем, а в мальчишке с верою железною» (Е.
Евтушенко.
Встреча).

«На чердаках и в полутьме подвалов, В тяжелый час их укрепляла вера» (Е.
Винокуров).
Вера защищает: «Когда, угрюмый нежилец, я только верою и выжил...» (О.
Чухонцев.
Голос за снимком).
«Эта вера от пули меня темной ночью хранила» (В.
Агатов.
Темная ночь).
«Вы .же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).

Положительный пример человека служит для того, чтобы окружающие стали разделять его взгляды и убеждения, что приводит к единоверию и является основанием для общего дела: «Гостей у них бывало множество.
К тому же Виктор с детства был заядлым туристом, быстро обратил в свою веру Лиду.
И собратья туристы обосновали здесь свою штаб-квартиру» (Л.
Скорик.
Шли дожди).
«Назаров пошел по родительским стопам, остался на родной земле и сумел «обратить в свою веру» многих парней, потому что начал факультативно читать в школе курс вождения тракторов» (А.
Салуцкий.
Закон равнозначности).
«Но если в каждом дух единоверца, И эта вера счастье вольных всех» (К.
Бальмонт.
Имени Герцена).
Вера обязательно предполагает совершение благих дел, иначе она исчезнет: «Без масла дел благих гаснет свеча веры» (Г.
Кониский).
Она тесно связана с надеждой и любовью: «Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви» (И.
Козлов).
«Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«И лю150

[стр.,152]

завода.
Подходя к дому, он всегда ускорял шаги и торопливо поднимался по лестнице.
Он бесшумно поворачивал в замке ключ и рывком распахивал дверь в свою комнату.
Так повторялось каждый день в продолжение двух лет, и каждый раз, никого не увидев в кресле, он называл свое сердце глупым...Ведь это было невероятным, почти абсурдным! Кто мог в его отсутствие прийти и остаться в комнате? КтоЪ> (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера ассоциируется с хорошим будущим, она связана с надеждой и ожиданием: «...Медленно движется время, Веруй, надейся и жди...
Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди» (И.
Никитин.
Медленно движется время..
.).
«Отшумит тревога грозной были.
Будет день — ия его дождусь» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«Мы оба хитрим, выжидаем, ловим друг друга, и будь уверена, что и на нашей улице будет праздник» (Ф.
Достоевский.
Униженные и оскорбленные).
Вера и надежда являются экзистенциональными условиями превращения времени в историю: «Народ верил в свой талант, знал, что настанет его черед и другие народы потеснятся, давая ему почетное место в красном углу» (А.
Толстой.
Родина).
Размышляя о вере, русский человек одновременно мыслит о своей земле, лучше осознает связь с ней: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить» (Ф.
Тютчев).
«Родина это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя гі своих поколений» (А.
Толстой.
Родина).
«И он верил, что эти радости живы там, и он испытает их снова, как только ступит ногой на полевую тропинку родимого края.
Он еще издали низко поклонится селу за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и преданность» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера это борьба со злом, потеря веры связывается с бессилием: «Лежа в госпитале, он незаметно утерял внутреннюю сопротивляемость здорового человека зримому и возможному злу — веру в благополучный конец любых
152

[Back]