Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 160]

«Счастье день встречи с красивой, Милой девчонкой, живой, Ставшей твоей терпеливой.
Верной твоею женой» (Н.
Ушаков.
Счастье); «Нет у молодца Молодой жены, Нет у молодца Друга вернова» (А.
Кольцов.
Раздумье селянина);
3) любви: «Душа, вос-торгом бесконечным Живи, верна одной любви» (Ф.
Сологуб.
Стремит
таинст~чвенная сила); 4) прошлому: «И правда ли, что прошлому верны бывают в жизни только слабые, никчемные люди, которые нс имеют настоящего?..» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди);
5) идеологическим убеждениям: «Партия, <...> всегда я был твоим верным сыном» (К.
Ваншенкин.
Моей партии);
6) своему предназначению: «Все исполню, верна боевому приказу.
И сильнее противника воля моя» (М.
Алигер.
Зоя).

Вера ассоциируется с преданностью и правдой: «Мало славы служить из одной, корысти; нет....
послужи-ка ты...
под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести» (В.
Даль);
«Со^рок лет я прослужил Верой, правдой, силой...» (Н.
Некрасов.
Генерал
Топтычин).
«Городничим я служу, Верой, правдой исполняю Эту должность знаю, знаю...» (П.
Ершов.
Конек-Горбунок).

Вера тесно связана с надеждой и любовью: «Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви» (И.
Козлов.

Прости мне, Боже, прегрешенья.); «Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди);
«И
любовь и пристрастье к поэт\' Начинается с-веры в него» (А.
Гитович.
Читатель поэзии).

Будучи связанной с надеждой и ожиданием, вера ассоциируется с хорошим будущим: «...Медленно движется время, Веруй, надейся и жди...
Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди» (И.
Никитин, Медленно движется вреч!я...); :«Отшумит тревога грозной были.
Будет день и я его дождусь» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди);
«Мы оба хитрим, выжидаем, ловим друг друга, и будь уверена, что и на нашей улице будет праздник» (Ф.
Достоевский.
Уни^женные и оскорбленные).
О' \ • •.
г ..
» \ 160
[стр. 150]

рой несовместимые понятия.
Обладая высокой восприимчивостью, поэт или писатель часто замечает общие признаки совершенно не сходных между собой предметов (понятий).
Общее значение слова в художественном произведении не исчезает, а смысл иногда придается новый.
Художественный текст, таким образом, служит одним из звеньев развития концептуального смысла.
При анализе художественных произведений обнаруживаются следующие смыслы.
Вера обладает силой и является источником энергии для человека: «...силу трезвую ощутил я совсем не в нем, а в мальчишке с верою железною» (Е.
Евтушенко.
Встреча).
«На чердаках и в полутьме подвалов, В тяжелый час их укрепляла вера» (Е.
Винокуров).
Вера защищает: «Когда, угрюмый нежилец, я только верою и выжил...» (О.
Чухонцев.
Голос за снимком).
«Эта вера от пули меня темной ночью хранила» (В.
Агатов.
Темная ночь).
«Вы .же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).

Положительный пример человека служит для того, чтобы окружающие стали разделять его взгляды и убеждения, что приводит к единоверию и является основанием для общего дела: «Гостей у них бывало множество.
К тому же Виктор с детства был заядлым туристом, быстро обратил в свою веру Лиду.
И собратья туристы обосновали здесь свою штаб-квартиру» (Л.
Скорик.
Шли дожди).
«Назаров пошел по родительским стопам, остался на родной земле и сумел «обратить в свою веру» многих парней, потому что начал факультативно читать в школе курс вождения тракторов» (А.
Салуцкий.
Закон равнозначности).
«Но если в каждом дух единоверца, И эта вера счастье вольных всех» (К.
Бальмонт.
Имени Герцена).
Вера обязательно предполагает совершение благих дел, иначе она исчезнет: «Без масла дел благих гаснет свеча веры» (Г.
Кониский).
Она тесно связана с надеждой и любовью: «Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви» (И.
Козлов).

«Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«И
лю150

[стр.,151]

бовъ и пристрастье к поэту Начинается с веры в него» (А.
Гитович.
Читатель поэзии).

Вера ассоциируется с правдой, преданностью: «Мало славы служить из одной корысти; нет...послужи-ка ты...
под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести» (В.
Даль).

«Сорок лет я прослужил Верой, правдой, силой...» (Н.
Некрасов.
Генерал
Топтыгин).
«Городничим я служу, Верой, правдой исполняю Эту должность — «знаю, знаюі...» (П.
Ершов.
Конек Горбунок).

С верой как феноменом связаны следующие определения и характеристики: приносящая радость: «Ни гордости, ни веры благодатной...» (Н.
Некрасов.
Поражена потерей невозвратной), дающая жизнь/ «О Киев-град, где с верою святою Зажглася жизнь в краю у нас родном...» (И.
Козлов.
Киев), способная возрождаться и при этом обладать большей силой: «Он смотрел на пушистые, с детства знакомые звезды, и тихие слезы застилали его глаза, и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди),
слепая: «Мы не хотели слепо верить Больному сердцу своему» (Я.
Полонский.
Прощай), соединяющая разум и чувства: «Художник тот, кто вместе с веком Идет вперед своим путем, Кто верит в разум человека, Кто голос сердца слышит в нем» (К.Ф.
Юон).
«Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык» (Н.
Заболоцкий.
Читая стихи); требующая полной отдачи: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово...» (А.
Солженицын.
Матренин двор); способная воскрешать; «Для воскрешения нужна сила и вера» (В.
Шаламов.
Воскрешение лиственницы); способная быстро проявляться: «Когда легковерен и молод я был, младую гречанку я страстно любил» (А.
Пушкин).
«Обманщики обманывают, а легковерные верят» (М.
Салтыков-Щедрин.
Сказки); требующая участия личного опыта: «Надо думать, а не улыбаться, Надо проверять — и ушибаться, Мнение не слишком почитать» (Б.
Слуцкий).
Вера связана с желанием: «Когда нам скажут, что хотим, куда как верится охотно» (А.
Грибоедов.
Горе от ума).
«Марьянов поздно возвращался с 151

[стр.,155]

ренности сытой» (В.
Высоцкий.
Я не люблю).
Уверенность может быть ложной, показной: «Ведь она видит, — он исписался, потерял почву под собой...и, когда он говорит уверенно, он лжет себе, обманывает других» (М.
Горький.
Дачники).
Вера немыслима без понятий «преданность», «верность».
Преданность проявляется по отношению к Родине: «Яговорю: люблю Россию...
Ей предан я душой и телом...» (В.
Стародубский.
Избави Бог).
«Позволь то, чадо прошу твой верный» (В.
Тредиаковский.
Стихи похвальные России).
«За то, что бессменно, верно Тебе служить хочу» (А.
Твардовский.
Спасибо, моя родная); к друзьям: «Два верных друга, чуть живые оба, среди камней героя погребли» (Н.
Заболоцкий.
Седов).
«Мой кубок за здравье не многих, Не многих, но верных друзей...» (П.
Вяземский.
Друзьям); к членам семьи: «Счастье — день встречи с красивой, Милой девчонкой, живой, Ставшей твоей терпеливой, Верной твоею женой» (Н.
Ушаков.
Счастье).
«Нет у молодца Молодой жены, Нет у молодца Друга вернова» (А.
Кольцов.
Раздумье селянина);
любви: «Душа восторгом бесконечным Живи, верна одной любви» (Ф.
Сологуб.
Стремит
таинственная сила); к прошлому: «И правда ли, что прошлому верны бывают в жизни только слабые, никчемные люди, которые не имеют настоящего?..» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).

Верность проявляется по отношению к идеологическим убеждениям: «Партия,...
всегда я был твоим верным сыном» (К.
Ваншенкин.
Моей партии);
приказам во время войны: «Все исполню, верна боевому приказу.
И сильнее противника воля моя» (М.
Алигер.
Зоя).

Верность может выражаться невербально, при помощи взгляда: «Глазами добрыми и верными» (Б.
Ахмадулина).
Верным называют сердце: «Это сердце, что нет верней» (И.
Сельвинский.
Русская девушка); родную землю: «Потомок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли» (Н.
Майоров.
Мы).
Вера связывается с суевериями: «Мы суеверны.
Мы требуем чуда.
Мы придумываем себе символы и этими символам живем» (В.
Шаламов.
Воскрешение лиственницы).
Суеверие отличается возрастными признаками: «О, как 155

[Back]