Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 161]

Вера и надежда являются экзистенциональными условиями превращения времени в историю: «Народ верил в свой талант, знал, что настанет его че^ред и другие народы потеснятся, давая ему почетное место в красном углу» (А.
Толстой.
Родина).
С верой связывается доверие, в первую очередь к людям, обладающими положительными ка^чествами: «Неужто такому доброму, щедрому барину, каков Кузьма Прокопьевич, можно веры не давать?» (М.
Юдалевич.
Пятый год).
Доверие носит избирательный характер: «Я очень люблю слушать Георгия Васильевича (Свири-дова) и всегда сожалею, что внимаем мы ему в узком кругу ’«доверенных лиц», допущенных в дом композитора» (В.
Астафьев.
Выстоять!); «Ему одному она доверчиво открыла свою душу...» (А.
Куприн.
Молох).
При этом приобретение доверия любыми средствами оценивается невысоко.
Доби-ваются расположения при помощи услужливости: «При помощи услужливости и расторопности втерся он, однако,
в доверие к исправнику, так что тот и на следствия брать его стал» (М.
Салтыков-Щедрин.
Губернские очерки); проявления инициативы: «Чтобы втереться в доверие к партизанам моего отряда, Кулешов по собственной инициативе решил
раздобыть оружие, при-дгрятанное местным активом в одной из деревень Сенинского района» (Г.
Линьков.
Война в тылу врага).

Вера как уверенность связана с решительностью: «Она просила и, наконец, требовала от командира принятия экстренных мер по спасению Марьянова и его товарищей, ибо решительность ее доходила до полного убеждения в том, что двести одиннадцать партизан в состоянии разгромить двухтысячный гарнизон немцев» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).

Вера оказывается связанной с единством взглядов и убеждений, что может стать основанием для общего дела: «Гостей у них бывало множество.
К тому же Виктор с детства был заядлым туристом, быстро обратил в свою веру Лиду.
И..собратья туристы обосновали здесь свою штаб-квартиру» (Л.
Скорик.
Шли дожди);
«Но если в каждом дух единоверца, И эта вера счастье вольных всех» (К.
Бальмонт.
Имени Герцена).

161
[стр. 150]

рой несовместимые понятия.
Обладая высокой восприимчивостью, поэт или писатель часто замечает общие признаки совершенно не сходных между собой предметов (понятий).
Общее значение слова в художественном произведении не исчезает, а смысл иногда придается новый.
Художественный текст, таким образом, служит одним из звеньев развития концептуального смысла.
При анализе художественных произведений обнаруживаются следующие смыслы.
Вера обладает силой и является источником энергии для человека: «...силу трезвую ощутил я совсем не в нем, а в мальчишке с верою железною» (Е.
Евтушенко.
Встреча).
«На чердаках и в полутьме подвалов, В тяжелый час их укрепляла вера» (Е.
Винокуров).
Вера защищает: «Когда, угрюмый нежилец, я только верою и выжил...» (О.
Чухонцев.
Голос за снимком).
«Эта вера от пули меня темной ночью хранила» (В.
Агатов.
Темная ночь).
«Вы .же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Положительный пример человека служит для того, чтобы окружающие стали разделять его взгляды и убеждения, что приводит к единоверию и является основанием для общего дела: «Гостей у них бывало множество.
К тому же Виктор с детства был заядлым туристом, быстро обратил в свою веру Лиду.
И собратья туристы обосновали здесь свою штаб-квартиру» (Л.
Скорик.
Шли дожди).

«Назаров пошел по родительским стопам, остался на родной земле и сумел «обратить в свою веру» многих парней, потому что начал факультативно читать в школе курс вождения тракторов» (А.
Салуцкий.
Закон равнозначности).
«Но если в каждом дух единоверца, И эта вера счастье вольных всех» (К.
Бальмонт.
Имени Герцена).

Вера обязательно предполагает совершение благих дел, иначе она исчезнет: «Без масла дел благих гаснет свеча веры» (Г.
Кониский).
Она тесно связана с надеждой и любовью: «Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви» (И.
Козлов).
«Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«И лю150

[стр.,154]

осознание смерти: «...Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать» (С.
Есенин).
3) тяжелые жизненные ситуации: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» — слабо, без надежды взмолился ловец.
Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался.
И зря.
На всякий, ну хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хотъ на кухоньке, в случае чего — на покойницу мать спереть можно было — оставила, мол, завещала...» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу сопровождается молитвой: «До него же, до Бога, без молитвы не дойдешь» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу происходит, когда человек испытывает жизненную трудность, когда душа терзается (с души как бремя скатится).
Молитва помогает очистить душу человека (И верится, и плачется, И так легко, легко...).
Молитва содержит смысловые структуры «таинства и умиротворения»: чудная молитва, сила благодатная, слова живые, дышит непонятная прелесть, бремя скатится, легко, легко.
Средствами реализации этих смысловых структур выступают эпитеты, метафора.
С верой в Бога тесно связано понятие религии.
Религию можно выбирать: «Каждый вбирает для себя Женщину, религию, дорогу» (Ю.
Левитанский); она подвергается гонениям: «Религия была темой официальных острот, культурно-массового затейничества...» (В.
Аксенов.
Свияжск); религия бывает не всем понятной: «Всю жизнь религия казалась мне абсурдом...
» (В.
Аксенов.
Свияжск).
Вера как уверенность связана с решительностью: «Она просила и, наконец, требовала от командира принятия экстренных мер по спасению Марьянова и его товарищей, ибо решительность ее доходила до полного убеждения в том, что двести одиннадцать партизан в состоянии разгромить двухтысячный гарнизон немцев» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).

«Уверенно в дверь постучится И, прежний, веселый, дневной» (А.
Ахматова.
Пока не свалюсь под забором).
Чрезмерная самоуверенность носит отрицательную оценку: «Я не люблю уве154

[стр.,157]

Приобретение доверия любыми средствами оценивается невысоко.
Добиваются расположения при помощи услужливости: «При помощи услужливости и расторопности втерся он, однако
ж, в доверие к исправнику, так что тот и на следствия братъ его стал» (М.
Салтыков-Щедрин.
Губернские очерки), проявления инициативы: «Чтобы втереться в доверие к партизанам моего отряда, Кулешов по собственной инициативе решил
раздобытъ оружие, припрятанное местным активом в одной из деревень Сенинского района» (Г.
Линьков.
Война в тылу врага),
способами, противоречащими морали: «Болтают, что человек он лихой и в доверие к царю всяким способом влезает» (В.
Костылев.
Иван Грозный).
Неверие связано с целой гаммой разнообразных психических состояний: аскетизмом, повышенной эмоциональностью, тенденцией к пассивности, ощущением неподконтрольности жизни человеческим усилиям: «...Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь ...Слепой тоски моей не множь.
Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь!...» (Е.
Баратынский.
Разуверение).
Оппозиция веры и неверия постоянно присутствует в сознании русского народа: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит...И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит...Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, Более мой! Приди на помощь моему неверью!..» (Ф.
Тютчев.
Наш век).
Ведущими когнитивными характеристиками неверия выступают степень пустоты и интенсивности переживания (растление духа, а отсюда как следствие — душевная пустота, тоска, погибель).
Особую роль для выражения образов неверия и веры играют смысловые структуры дня и ночи (он к свету рвется из ночной тени).
Основными способами и средствами реализации данных смысловых 157

[Back]