Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 162]

Четкость мыслительного содержания веры связывается со зрением: «Я верю собственным глазам» (А.
Грибоедов.
Горе от ума).

Размышляя о вере, русский человек одновременно мыслит о своей земле, лучше осознает связь с ней: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить» (Ф.
Тютчев,
Умом Россию не понять.); «Родина это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений» (А.
Толстой.
Родина); «И он верил, что эти радости живы там, и он испытает их снова, как только ступит ногой на полевую тропинку родимого края.
Он еще издали низко поклонится селу за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и преданность» (К.
Воробьев.
Гусилебеди).
' .
Вера
может связываться с необходимостью чуда и с суевериями: «Мы суеверны.
Мы требуем чуда.
Мы придумываем себе символы и этими символам живем» (В.
Шаламов.
Воскрешение лиственницы).
Суеверие при этом противопоставляется христианской вере: «Не сказать, од-'нако, чтобы Матрена верила как-то истово.
Далее скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя на будущий год урожая не будет; что если метель крутит значит, кто-то гдето удавился, а дверью ногу прищемишь быть гостю» (А.
Солженицын.
Матренин двор).
.
.
w, v Причины, по которым человек приходит к вере в Бога, могут быть различными: 1) война: «Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, и все мы перекрестили его» (И.
Бунин.

Холодная осень.).
«Пустыня войны зевала за окном, и Моталэ Брацлавский молился у восточной стены» (И.
Бабель.

Сын Рабби.); 2) осознание смерти: «...Чтоб за все за грехи мои тяжкие.
За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать» (С.
Есенин.

Мне осталась одна забава.).
3) тяжелые жизненные ситуации: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»
-<...> без надежды взмолился ловец.
Икон дома не держал, в.Бога не
162
[стр. 152]

завода.
Подходя к дому, он всегда ускорял шаги и торопливо поднимался по лестнице.
Он бесшумно поворачивал в замке ключ и рывком распахивал дверь в свою комнату.
Так повторялось каждый день в продолжение двух лет, и каждый раз, никого не увидев в кресле, он называл свое сердце глупым...Ведь это было невероятным, почти абсурдным! Кто мог в его отсутствие прийти и остаться в комнате? КтоЪ> (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера ассоциируется с хорошим будущим, она связана с надеждой и ожиданием: «...Медленно движется время, Веруй, надейся и жди...
Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди» (И.
Никитин.
Медленно движется время..
.).
«Отшумит тревога грозной были.
Будет день — ия его дождусь» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«Мы оба хитрим, выжидаем, ловим друг друга, и будь уверена, что и на нашей улице будет праздник» (Ф.
Достоевский.
Униженные и оскорбленные).
Вера и надежда являются экзистенциональными условиями превращения времени в историю: «Народ верил в свой талант, знал, что настанет его черед и другие народы потеснятся, давая ему почетное место в красном углу» (А.
Толстой.
Родина).
Размышляя о вере, русский человек одновременно мыслит о своей земле, лучше осознает связь с ней: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить» (Ф.
Тютчев).

«Родина это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя
гі своих поколений» (А.
Толстой.
Родина).
«И он верил, что эти радости живы там, и он испытает их снова, как только ступит ногой на полевую тропинку родимого края.
Он еще издали низко поклонится селу за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и преданность» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера
это борьба со злом, потеря веры связывается с бессилием: «Лежа в госпитале, он незаметно утерял внутреннюю сопротивляемость здорового человека зримому и возможному злу — веру в благополучный конец любых 152

[стр.,153]

бед...теперь же он уверовал в гибель Тани и испытывал сложное чувство вины за ее гибель» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера
связывается с клятвенными заверениями, выражением уверения в истинности, правдивости: «Дуняша совалась к каждому с жаркими увереньями, что пускай ее бог разразит, если она хоть краешком уха что-нибудь слышала о тапере» (А.
Куприн.
Тапер).
«Гпаша, я не пьян...
Верь совести, не пьян» (Н.
Лейкин.
Наши за границей).
«Поверь: для них смешон твой плач и твой укор» (М.
Лермонтов.
Не верь себе).
Уверения могут использоваться при лжи во благо: «А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живешь» (М.
Исаковский.
Русской женщине), для придания большего эффекта комической ситуации: «И там такая сырость, что за одну ночь в наших сапогах вырастали шампиньоны! Пустъ меня повесят.
Если я вру!...Сейчас же он считал святой обязанностью развлекать Сюзанну» (К.
Паустовский.
Драгоценная пыль).
Говорящий обращается к уверениям, если у слушающего возникают сомнения: «Нет, обманула вас молва: По-прежнему дышу я вами, И надо мной свои права Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам, Но вас носил в святыне сердца; Молился новым образам, Но с беспокойством староверца» (Е.
Баратынский.
Уверение).
Для большей выразительности и убедительности уверения могут сопровождаться невербальными средствами: «Положа руку на сердце» положение руки при уверениях, при подтверждении истины, «Вот тебе крест!» — молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий фигуру креста.
Четкость мыслительного содержания веры связывается со зрением: «Я верю собственным глазам» (А.
Грибоедов.
Горе от ума).

Причины, по которым человек приходит к вере в Бога, могут быть
следующими: 1) война: «Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, и все мы перекрестили его» (И.
Бунин).

«Пустыня войны зевала за окном, и Моталэ Брацлавский молился у восточной стены» (И.
Бабель);
2) 153

[стр.,154]

осознание смерти: «...Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать» (С.
Есенин).

3) тяжелые жизненные ситуации: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» —
слабо, без надежды взмолился ловец.
Икон дома не держал, в Бога не
веровал, над дедушкиными наказами насмехался.
И зря.
На всякий, ну хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хотъ на кухоньке, в случае чего — на покойницу мать спереть можно было — оставила, мол, завещала...» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу сопровождается молитвой: «До него же, до Бога, без молитвы не дойдешь» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу происходит, когда человек испытывает жизненную трудность, когда душа терзается (с души как бремя скатится).
Молитва помогает очистить душу человека (И верится, и плачется, И так легко, легко...).
Молитва содержит смысловые структуры «таинства и умиротворения»: чудная молитва, сила благодатная, слова живые, дышит непонятная прелесть, бремя скатится, легко, легко.
Средствами реализации этих смысловых структур выступают эпитеты, метафора.
С верой в Бога тесно связано понятие религии.
Религию можно выбирать: «Каждый вбирает для себя Женщину, религию, дорогу» (Ю.
Левитанский); она подвергается гонениям: «Религия была темой официальных острот, культурно-массового затейничества...» (В.
Аксенов.
Свияжск); религия бывает не всем понятной: «Всю жизнь религия казалась мне абсурдом...
» (В.
Аксенов.
Свияжск).
Вера как уверенность связана с решительностью: «Она просила и, наконец, требовала от командира принятия экстренных мер по спасению Марьянова и его товарищей, ибо решительность ее доходила до полного убеждения в том, что двести одиннадцать партизан в состоянии разгромить двухтысячный гарнизон немцев» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«Уверенно в дверь постучится И, прежний, веселый, дневной» (А.
Ахматова.
Пока не свалюсь под забором).
Чрезмерная самоуверенность носит отрицательную оценку: «Я не люблю уве154

[Back]