Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 163]

веровал, над дедушкиными наказами насмехался.
И зря.
На всякий, ну хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть
хоть на кухоньке, в случае чего на покойницу мать спереть можно было оставила, мол, завещала...» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу сопровождается молитвой: «До него же, до Бога, без молитвы не дойдешь» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу происходит, когда человек испытывает
жизненные затруднения, когда душа терзается (с души как бремя скатится).
Молитва помогает очистить душу человека (И верится, и плачется, И так легко, легко...).
Молитва содержит смысловые структуры, «таинства и умиротворения»: чудная молитва, сила благодатная, слова живые, дышит непонятная прелесть, бремя скатится, легко, легко.
Средствами реализации этих смысловых структур выступают эпитеты, метафора.
С верой в Бога тесно связано понятие религии.
Религию можно выбирать: «Каждый
выбирает для себя Женщину, религию, дорогу» (Ю.
Левитанский.

Каждый выбирает для себя); она подвергается гонениям: «Религия была темой официальных •' острот, культуртю-массового затейничества...» (В.
Аксенов.
Свияжск); религия бывает не всем понятной: «Всю жизнь религия казалась мне абсурдом...
» (В.
Аксенов.
Свияжск).
Вера
связывается с клятвенными заверениями, выражением увере-ния в истинности, правдивости: «Дуняша совалась к каждому с жаркими увереньями, что пускай ее бог разразит, если она хоть краешком уха что-нибудь слышала о тапере» (А.
Куприн.
Тапер);
«Глаша, я не пьян...
Верь совести, не пьян»!(Н.
Лейкин.
Наши за границей); «Поверь: для них смешон твой плач и твой укор» (М.
Лермонтов.
Не верь себе).
Уверения могут использоваться при лжи во благо: «А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живешь» (М Исаковский.
Русской женщине); для придания большего эффекта комической ситуации: «И там такая сырость, что за одну ночь в наших сапогах вырастали шампиньоны!
Пусть меня повесят.
Если я вру!..
Сейчас же он считал святой обязанностью развлекать Сюзанну» (К.
Паустовский.
Драгоценная пыль).

163
[стр. 153]

бед...теперь же он уверовал в гибель Тани и испытывал сложное чувство вины за ее гибель» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
Вера связывается с клятвенными заверениями, выражением уверения в истинности, правдивости: «Дуняша совалась к каждому с жаркими увереньями, что пускай ее бог разразит, если она хоть краешком уха что-нибудь слышала о тапере» (А.
Куприн.
Тапер).

«Гпаша, я не пьян...
Верь совести, не пьян» (Н.
Лейкин.
Наши за границей).
«Поверь: для них смешон твой плач и твой укор» (М.
Лермонтов.
Не верь себе).
Уверения могут использоваться при лжи во благо: «А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живешь» (М.
Исаковский.
Русской женщине), для придания большего эффекта комической ситуации: «И там такая сырость, что за одну ночь в наших сапогах вырастали шампиньоны!
Пустъ меня повесят.
Если я вру!...Сейчас же он считал святой обязанностью развлекать Сюзанну» (К.
Паустовский.
Драгоценная пыль).

Говорящий обращается к уверениям, если у слушающего возникают сомнения: «Нет, обманула вас молва: По-прежнему дышу я вами, И надо мной свои права Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам, Но вас носил в святыне сердца; Молился новым образам, Но с беспокойством староверца» (Е.
Баратынский.
Уверение).
Для большей выразительности и убедительности уверения могут сопровождаться невербальными средствами: «Положа руку на сердце» положение руки при уверениях, при подтверждении истины, «Вот тебе крест!» — молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий фигуру креста.
Четкость мыслительного содержания веры связывается со зрением: «Я верю собственным глазам» (А.
Грибоедов.
Горе от ума).
Причины, по которым человек приходит к вере в Бога, могут быть следующими: 1) война: «Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, и все мы перекрестили его» (И.
Бунин).
«Пустыня войны зевала за окном, и Моталэ Брацлавский молился у восточной стены» (И.
Бабель); 2) 153

[стр.,154]

осознание смерти: «...Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать» (С.
Есенин).
3) тяжелые жизненные ситуации: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» — слабо, без надежды взмолился ловец.
Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался.
И зря.
На всякий, ну хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть
хотъ на кухоньке, в случае чего — на покойницу мать спереть можно было — оставила, мол, завещала...» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу сопровождается молитвой: «До него же, до Бога, без молитвы не дойдешь» (В.
Астафьев.
Царь-рыба).
Обращение к Богу происходит, когда человек испытывает
жизненную трудность, когда душа терзается (с души как бремя скатится).
Молитва помогает очистить душу человека (И верится, и плачется, И так легко, легко...).
Молитва содержит смысловые структуры «таинства и умиротворения»: чудная молитва, сила благодатная, слова живые, дышит непонятная прелесть, бремя скатится, легко, легко.
Средствами реализации этих смысловых структур выступают эпитеты, метафора.
С верой в Бога тесно связано понятие религии.
Религию можно выбирать: «Каждый
вбирает для себя Женщину, религию, дорогу» (Ю.
Левитанский);
она подвергается гонениям: «Религия была темой официальных острот, культурно-массового затейничества...» (В.
Аксенов.
Свияжск); религия бывает не всем понятной: «Всю жизнь религия казалась мне абсурдом...
» (В.
Аксенов.
Свияжск).
Вера
как уверенность связана с решительностью: «Она просила и, наконец, требовала от командира принятия экстренных мер по спасению Марьянова и его товарищей, ибо решительность ее доходила до полного убеждения в том, что двести одиннадцать партизан в состоянии разгромить двухтысячный гарнизон немцев» (К.
Воробьев.
Гуси-лебеди).
«Уверенно в дверь постучится И, прежний, веселый, дневной» (А.
Ахматова.
Пока не свалюсь под забором).
Чрезмерная самоуверенность носит отрицательную оценку: «Я не люблю уве154

[Back]