Говорящий обращается к уверениям, если у слушающего возникают со^мнения: «Нет, обманула вас молва: По-прежнему дышу я вами, И надо мной свои права Вы не утратили с годами. Другим курил я фимиам, Но вас носил в святыне сердца; Молился новым образам, Но с беспокойством староверца» (Е. Баратынский. Уверение). Для большей выразительности и убедительности уверения могут сопровождаться невербальными средствами: «Положа руку на сердце» положение руки при уверениях, при подтверждении истины, «Вот тебе крест!» молит-лзенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий фигуру креста. Верным называют сердце: «Это сердце, что нет верней» (И. Сельвинский. Русская девушка); родную землю: «Пото^мок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли» (Н. Майоров. Мы). Вере приписываются следующие определения и характеристики: приносящая радость: «Ни гордости, ни веры благодатной...» (Н. Некрасов. Поражена потерей невозвратной); дающая жизнь: «О Киев-град, где с верою святою Зажглася жизнь в краю у нас родном...» (И. Козлов. Киев); способная возрождаться и при этом обладать большей силой: «Он смотрел на пушистые, с детства знакомые звезды, и тихие слезы застилали его глаза, и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом» (К. Воробьев. Гуси-лебеди); слепая: «Мы не хотели слепо верить Больному сердцу своему» (Я. Полонский. Прощай); соединяющая разум и чувства: «Художник тот, кто вместе с веком Идет вперед своим путем, Кто верит в разум человека, Кто голос сердца слышит в нем» (К.Ф. Юон); «Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий. Читая стихи); требующая полной отдачи: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово...» (А. Солженицын. Матренин двор); способная воскрешать: «Для воскрешения нужна сила и вера» (В. Шаламов. Воскрешение лиственницы); способная быстро появляться: «Когда легковерен и молод я был, младую гречанку..я страстно -любил» (А. Пушкин), «Обманщики обманывают, * а 164 |
бовъ и пристрастье к поэту Начинается с веры в него» (А. Гитович. Читатель поэзии). Вера ассоциируется с правдой, преданностью: «Мало славы служить из одной корысти; нет...послужи-ка ты... под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести» (В. Даль). «Сорок лет я прослужил Верой, правдой, силой...» (Н. Некрасов. Генерал Топтыгин). «Городничим я служу, Верой, правдой исполняю Эту должность — «знаю, знаюі...» (П. Ершов. Конек Горбунок). С верой как феноменом связаны следующие определения и характеристики: приносящая радость: «Ни гордости, ни веры благодатной...» (Н. Некрасов. Поражена потерей невозвратной), дающая жизнь/ «О Киев-град, где с верою святою Зажглася жизнь в краю у нас родном...» (И. Козлов. Киев), способная возрождаться и при этом обладать большей силой: «Он смотрел на пушистые, с детства знакомые звезды, и тихие слезы застилали его глаза, и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом» (К. Воробьев. Гуси-лебеди), слепая: «Мы не хотели слепо верить Больному сердцу своему» (Я. Полонский. Прощай), соединяющая разум и чувства: «Художник тот, кто вместе с веком Идет вперед своим путем, Кто верит в разум человека, Кто голос сердца слышит в нем» (К.Ф. Юон). «Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий. Читая стихи); требующая полной отдачи: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово...» (А. Солженицын. Матренин двор); способная воскрешать; «Для воскрешения нужна сила и вера» (В. Шаламов. Воскрешение лиственницы); способная быстро проявляться: «Когда легковерен и молод я был, младую гречанку я страстно любил» (А. Пушкин). «Обманщики обманывают, а легковерные верят» (М. Салтыков-Щедрин. Сказки); требующая участия личного опыта: «Надо думать, а не улыбаться, Надо проверять — и ушибаться, Мнение не слишком почитать» (Б. Слуцкий). Вера связана с желанием: «Когда нам скажут, что хотим, куда как верится охотно» (А. Грибоедов. Горе от ума). «Марьянов поздно возвращался с 151 бед...теперь же он уверовал в гибель Тани и испытывал сложное чувство вины за ее гибель» (К. Воробьев. Гуси-лебеди). Вера связывается с клятвенными заверениями, выражением уверения в истинности, правдивости: «Дуняша совалась к каждому с жаркими увереньями, что пускай ее бог разразит, если она хоть краешком уха что-нибудь слышала о тапере» (А. Куприн. Тапер). «Гпаша, я не пьян... Верь совести, не пьян» (Н. Лейкин. Наши за границей). «Поверь: для них смешон твой плач и твой укор» (М. Лермонтов. Не верь себе). Уверения могут использоваться при лжи во благо: «А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живешь» (М. Исаковский. Русской женщине), для придания большего эффекта комической ситуации: «И там такая сырость, что за одну ночь в наших сапогах вырастали шампиньоны! Пустъ меня повесят. Если я вру!...Сейчас же он считал святой обязанностью развлекать Сюзанну» (К. Паустовский. Драгоценная пыль). Говорящий обращается к уверениям, если у слушающего возникают сомнения: «Нет, обманула вас молва: По-прежнему дышу я вами, И надо мной свои права Вы не утратили с годами. Другим курил я фимиам, Но вас носил в святыне сердца; Молился новым образам, Но с беспокойством староверца» (Е. Баратынский. Уверение). Для большей выразительности и убедительности уверения могут сопровождаться невербальными средствами: «Положа руку на сердце» положение руки при уверениях, при подтверждении истины, «Вот тебе крест!» — молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий фигуру креста. Четкость мыслительного содержания веры связывается со зрением: «Я верю собственным глазам» (А. Грибоедов. Горе от ума). Причины, по которым человек приходит к вере в Бога, могут быть следующими: 1) война: «Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, и все мы перекрестили его» (И. Бунин). «Пустыня войны зевала за окном, и Моталэ Брацлавский молился у восточной стены» (И. Бабель); 2) 153 |