и заставляющих его постоянно жертвовать настоящим ради прошлого и будущего. Другими словами, религия способна указать человеку путь к бытию. Религиозная картина имеет свои гносеологические границы, вызванные её спецификой. С одной стороны, она противостоит абсолютизации релятивизма знания, в том числе и научного, но, с другой стороны, может служить основанием догматизма, исключая те элементы знания, которые не укладываются в существующую картину. Помимо того, возводя откровение и мистический опыт в ранг наиболее достоверных способов получения знания, религ иозная картина мира позволяет понимать познание как удел избранных, как исключительно индивидуальный, не поддающийся логическим правилам процесс, в котором индивид часто оказывается объектом познания, а не субъектом познания [http://wavw.docme.ru/doc/57657/religioznaya-kartina-mira]. Наивные представления народа это не что иное, как сложившаяся давно и сохранившаяся доныне национальная картина мира, дополненная ассимилированными знаниями, отражающая мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированная в языке, ограниченная рамками консервативной национальной культуры этого народа [Пименова 1999: 10 11]. Внутренний мир человека представляет собой чувственный мир, поэтому знания человека о своем внутреннем мире составляют наивную картину. Полное и системное исследование наивной картины внутреннего мира возможно путём постепенного и по-следовательного изучения фрагментов этой картины. Под фрагментом наивной языковой картины внутреннего мира М. В. Пименова понимает «совокупность моделей интеллектуального (ментального) и эмоционального мира человека, дающих разные интерпретации одного и того же концепта, свойственные определённой этнической группе» [Пименова 1999: 12]. Изучение наивной картины мира помогает извлечь молчаливое знание [Сепир 2001: 69] из глубины человеческого сознания. Понятие наивной языковой картины мира, как считает Ю.Д.Апресян, «представляет отраженные в естественном языке способы восприятия и концептуализации мира, когда основные концепты языка складываются в единую систему взглядов, своего 25 |
В. А. Масловой, которая считает, что, поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его «концептуальная картина мира постоянно меняется, «перерисовывается», тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений» [Маслова 2007: 65], то есть картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказываться в той или иной степени пережиточной, реликтовой, устаревшей. В настоящее время существует несколько направлений в изучении языковой картины мира. По мнению Е. С. Яковлевой, это: 1) типологические исследования: славянская языковая картина мира, балканская модель мира и т.д.; 2) изучение языковой картины мира в аспекте реконструкции духовной культуры народа; 3) исследование отдельных сторон языка: отражение языковой картины мира в русской лексике, словообразовании, в зеркале метафор и т.д. [Яковлева 1994: 9]. Другими словами, способ концептуализации мира, свойственный языку, отчасти универсален, отчасти национально специфичен. Поэтому возможна такая последовательность в изучении языковой картины мира: 1) изучение характерных для данного языка концептов; 2) исследование специфических коннотаций для универсальных концептов; 3) исследование «наивного» взгляда на мир, ибо каждый язык отражает определенный способ восприятия мира, его концептуализации. Наивные представления народа — это не что иное, как сложившаяся давно и сохранившаяся доныне национальная картина мира, дополненная ассимилированными знаниями, отражающая мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированная в языке, ограниченная рамками консервативной национальной культуры этого народа [Пименова 1999: 10 11]. Внутренний мир человека представляет собой чувственный мир, поэтому знания человека о своем внутреннем мире составляют наивную картину. Полное и системное исследование наивной картины внутреннего мира возможно путём постепенного и последовательного изучения фрагментов этой картины. Под фрагментом наивной языковой картины внутреннего мира М. В. Пименова понимает «совокупность 23 моделей интеллектуального (ментального) и эмоционального мира человека, дающих разные интерпретации одного и того же концепта, свойственные определённой этнической группе» [Пименова 1999: 12]. Изучение наивной картины мира помогает извлечь молчаливое знание [Сепир 2001: 69] из глубины человеческого сознания. Понятие наивной языковой картины мира, как считает ІО. Д. Апресян, «представляет отраженные в естественном языке способы восприятия и концептуализации мира, когда основные концепты языка складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка» [Апресян 1995 б: 39]. В приведенных определениях понятий «картина мира», «языковая картина мира» речь идет об «отражении»1. По нашему мнению, отражение это лишь одна часть процесса познания мира, другая часть связана с деятельностью человека в мире, его преобразованием в связи с потребностями. Поэтому, на наш взгляд, следует уточнить понятие «картины мира» это результат отражательной деятельности сознания, позволяющий человеку эффективно ориентироваться в мире, используя его в своих жизненных целях. Таким образом, картина мира есть не просто набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д., так как включает не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношения к этим объектам, причем позиция субъекта является такой же реальностью, как и сами объекты. Отсюда следует естественность того, что система социально-типичных позиций, отношений, оценок находит знаковое отображение в системе национального языка и принимает участие в конструировании языковой картины мира. Другими словами, в сознании человека возникают кванты знаний, окруженные эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом, отражающие содержание всей человеческой деятельности. Эти кванты знаний и есть концепты, описание которых приводится в следующем параграфе. 1 В толковом словаре русского языка [Ожегов, Шведова 2007]: отразить воспроизвести, представить в образах, выразить; отражение то, в чем отражено, воспроизведено что-нибудь. 24 |