Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 29]

включает язык в качестве средства построения и её символического представления.
Единицами концеп-туальной системы являются концепты — смыслы, всё, что индивид знает, думает, предполагает о той или иной реалии действительности.
Концептуальная система «континуальна и включает логическое и чувственное знание о реалиях мира» [Пищальникова 2003: 4-21].
Следует согласиться с точкой зрения
В.
А.
Масловой, которая считает, что, поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его «концептуальная картина мира постоянно меняется, «перерисовывается», тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений» [Маслова 2007: 65], то есть картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказываться в той или иной степени пережиточной, реликтовой, устаревшей.
В настоящее время существует несколько направлений в изучении языковой картины мира.
По мнению Е.
С.
Яковлевой, это: 1) типологические исследования: славянская языковая картина мира, балканская модель мира и т.д.; 2) изучение языковой картины мира в аспекте реконструкции духовной культуры народа; 3) исследование отдельных сторон языка: отражение языковой картины мира в русской лексике, словообразовании, в зеркале метафор и т.д.
[Яковлева 1994: 9].
Другими словами, способ концептуализации мира, свойственный языку, отчасти универсален, отчасти национально специфичен.
Поэтому возможна такая последовательность в изучении языковой картины мира: 1) изучение характерных для данного языка концептов; 2) исследование специфических коннотаций для универсальных концептов; 3) исследование «наивного» взгляда на мир, ибо каждый язык отражает определенный способ восприятия мира, его концептуализации.

Между картиной мира как отражением реального мира и языковой картиной мира как фиксацией этого отражения существуют тесные отношения.
Как подчеркивает В.А.
Маслова, каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира.
Выражаемые в нем значения складываются в некую систему взглядов, своего рода коллективную 29
[стр. 22]

и отношения между отдельными фрагментами, дает информацию о способах концептуализации действительности, воплотившихся в определенном языке [Венедиктова 2003: 25 26].
По мнению В.
А.
Масловой, термин «языковая картина мира» не более чем метафора, ибо в реальности специфические особенности национального языка, в которых зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают для носителей этого языка не какую-то иную, неповторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а лишь специфическую «окраску» этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа [Маслова 2007: 66].
Отечественные философы [Брутян 1973, Павиленис 1983] и лингвисты [Караулов 1987, Колшанский 1990, Постовалова 1988, Телия 1988 и др.] различают концептуальную и языковую картины мира.
В процессе жизни конкретного современного человека языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует ее, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку.
Концептуальная картина мира, формирующаяся на основе знания как отражения познавательной деятельности человека, стала основным объектом когнитивной лингвистики.
Под концептуальной картиной мира О.
Л.
Каменская понимает совокупность моделей, структурирующих знание о мире [Каменская 1990: 34].
Концептуальная картина мира богаче языковой картины мира, поскольку в её создании участвуют разные типы мышления, в том числе и невербальные [Серебренников 1988: 3 -7].
Концептуальная система индивида, по словам В.
А.
Пищальниковой, включает язык в качестве средства построения и её символического представления.
Единицами концептуальной системы являются концепты — смыслы, всё, что индивид знает, думает, предполагает о той или иной реалии действительности.
Концептуальная система «континуальна и включает логическое и чувственное знание о реалиях мира» [Пищальникова 2003: 4-21].
Следует согласиться с точкой зрения
22

[стр.,23]

В.
А.
Масловой, которая считает, что, поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его «концептуальная картина мира постоянно меняется, «перерисовывается», тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений» [Маслова 2007: 65], то есть картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказываться в той или иной степени пережиточной, реликтовой, устаревшей.
В настоящее время существует несколько направлений в изучении языковой картины мира.
По мнению Е.
С.
Яковлевой, это: 1) типологические исследования: славянская языковая картина мира, балканская модель мира и т.д.; 2) изучение языковой картины мира в аспекте реконструкции духовной культуры народа; 3) исследование отдельных сторон языка: отражение языковой картины мира в русской лексике, словообразовании, в зеркале метафор и т.д.
[Яковлева 1994: 9].
Другими словами, способ концептуализации мира, свойственный языку, отчасти универсален, отчасти национально специфичен.
Поэтому возможна такая последовательность в изучении языковой картины мира: 1) изучение характерных для данного языка концептов; 2) исследование специфических коннотаций для универсальных концептов; 3) исследование «наивного» взгляда на мир, ибо каждый язык отражает определенный способ восприятия мира, его концептуализации.

Наивные представления народа — это не что иное, как сложившаяся давно и сохранившаяся доныне национальная картина мира, дополненная ассимилированными знаниями, отражающая мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированная в языке, ограниченная рамками консервативной национальной культуры этого народа [Пименова 1999: 10 11].
Внутренний мир человека представляет собой чувственный мир, поэтому знания человека о своем внутреннем мире составляют наивную картину.
Полное и системное исследование наивной картины внутреннего мира возможно путём постепенного и последовательного изучения фрагментов этой картины.
Под фрагментом наивной языковой картины внутреннего мира М.
В.
Пименова понимает «совокупность 23

[Back]