ВЕРА и в русской лингвокультуре, и в арабской предполагает объединение людей. В русской лингвокультуре это объединение передается лексемой соборность. Антонимами лексеме соборность являются лексемы индивидуализм (разрушающий человеческую солидарность) и коллективизм (нивелирующий личность). Синоним община. Имея общее концептуальное значение, они различаются сферой приложения: соборность выполняет «роль посредника между Божественным и земным миром», община связана с социальной сферой деятельности человека. И.В. Киреевский написал немного только несколько программных статей, однако развил в них целую самобытную систему. «Фундаментальная понятийная система Киреевского: «личность вера» [Нижников 2001: 85]. В рамках этой концепции он рассматривает соотношение концептов ВЕРЫ и ЗНАНИЯ. Исследуя оба феномена, он приходит к созданию синкретичного концепта, вербализующегося как верующий разум. Данный концепт лежит в учения о «цельности личности». По Киреевскому, личность, у которой разум и вера пребывают в согласии цельная личность. Но концепт разума в дискурсе Киреевского разделяется на рациональный ум, который, постигая действительность, лишь дробит ее на части, но при этом исчезает целое, так и не понятое, уничтожается и нравственность, и верующее мышление или духовное рассуждение. Цельная личность не расчленяет реальность, а приобщается к ней. Это такой процесс, когда человек всем существом своим входит в познание, когда «все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» [Киреевский 1979: 422]. Дая того, чтобы достичь такого единения необходимо «самый разум поднять выше собственного уровня <...> самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою» [Там же: 316]. Путем к этому является такое возвышение, когда разум собирает в одну неделимую цельность все свои отдельные силы», тогда достигается «живое и цельное зрение ума», признающее веру и подчиняющееся ей. Это состояние и есть цельное t • ■ 54 |
«единство во множестве», где единство основано на любви и свободе. В этом смысле Хомяков считал, что православная церковь, органично сочетая два принципа свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, где есть единство без свободы, и протестантской, где существует свобода без единства. Антонимами лексеме соборность являются лексемы индивидуализм (разрушающий человеческую солидарность) и коллективизм (нивелирующий личность). Синоним община. Имея общее концептуальное значение, они различаются сферой приложения: соборность выполняет «роль посредника между Божественным и земным миром», община связана с социальной сферой деятельности человека. Церковный дискурс отделен от мира и от людей, не признающих церковь. Входящие в нее знают об этом «внутренним знанием веры», не входящие отделены от этого знания и воспринимают все, относящееся к церковному дискурсу, исключительно внешним образом. «Верующий знает истину, неверующий же не знает ее или знает ее знанием внешним и несовершенным» (Хомяков, 1994, с.9). Церковь исповедует веру, выраженную посредством текстов догматов. Эти тексты в русской лингвокультуре символизируют образ веры и могут быть ясны только тому, кто обладает верой и чья жизнь находится в согласии с реальным миром, то есть тому, который способен любить окружающих людей, не причинять никому зла, ненавидеть несправедливость и т.п. Вера неразрывна с делами и сама есть его высшее осуществление. «Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна... если же не истинна, то ложная, т.е. внешнее знание» (Хомяков, 1994, с. 347). Церковь свята, истинна и неизменна, она есть орудие и сосуд божественной благодати. Лексема Церковь отождествляется с лексемой Бог: 195 197 немного только несколько программных статей, однако развил в них целую самобытную систему. «Фундаментальная понятийная система Киреевского: «личность вера» (Нижников, 2001, с. 85). В рамках этой концепции он рассматривает соотношение концептов веры и знания. Исследуя оба феномена, он приходит к созданию синкретичного концепта, вербализующегося как верующий разум. Данный концепт лежит в учения о «цельности личности». По Киреевскому, личность, у которой разум и вера пребывают в согласии цельная личность. Но концепт разума в дискурсе Киреевского разделяется на рациональный ум, который, постигая действительность, лишь дробит ее на части, но при этом исчезает целое, так и не понятое, уничтожается и нравственность, и верующее мышление или духовное рассуждение. Цельная личность не расчленяет реальность, а приобщается к ней. Это такой процесс, когда человек всем существом своим входит в познание, когда « все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» (Киреевский, 1979, с. 422). Для того, чтобы достичь такого единения необходимо «самый разум поднять выше собственного уровня... самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою» (Там же, с. 316). Путем к этому является такое возвышение, когда разум собирает в одну неделимую цельность все свои отдельные силы», тогда достигается «живое и цельное зрение ума», признающее веру и подчиняющееся ей. Это состояние и есть цельное мышление, «в глубине души живое общее средоточие для всех отдельных сил разума» (Там же, с. 340-341). Таким образом, по Киреевскому, цельное мышление есть верующее мышление. Только в таком единстве «восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости» (Там же, с. 357). Именно в вере, понятой как отношение к личности Бога, возникает личность человека и в то же самое время сама вера возникает на основе самосознания человека как личности, т.е. семантика концепта веры определяется двухсторонними отношениями: с одной стороны Бога, с другой |