Проверяемый текст
Казнина Елена Борисовна. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе (Диссертация 2004)
[стр. 57]

Бердяев, В.И.Иванов выступило с идеей «нового религиозного сознания», на базе которой была выработана целая программа религиозной неореформации.
Ее смысл отказ от православной и вообще христианской традиции и от Церкви.
Другое крыло представлено священниками и одновременно крупнейшими русскими философами П.

А.Флоренским и С.Н.
Булгаковым, которые, сохраняя верность Церкви, пытались модернизировать православное богословие под влиянием учения Соловьева.
Оба крыла использовали не только идеи, но и авторитет Вл.С.
Соловьева.
Но это деление весьма условно, так как, во-первых, так или иначе, вера это не категория, а обозначение внутреннего чувства, поэтому у каждого философа понимание концепта
ВЕРА все-таки достаточно субъективно и индивидуально; во-вторых, на протяжении жизни у философов, безусловно, менялись взгляды.
Так, например, Бердяев от прямого отрицания Церкви придет к пониманию того, что «новое религиозное сознание» надо мыслить в неразрывной связи со святыней и священством [Бердяев 1998:
237].
.
.
Под влиянием теоретического
православною модернизма в начале века возник церковный модернизм, а на его основе сформировалось внутри Церкви современное православное обновленчество.
В дискурсе русской религиозной философии
семантическая структура как самого концепта ВЕРА, так и концептов, составляющих его
концептосферу, сложна.
Основным синонимом слову «вера» в дискурсе религиозной философии является лексема «религия».
В «Словаре церковнославянского и русского языка» слово «религия» определяется как «богопочитание, вера» в Бога», В.И.
Даль определяет его еще более лаконично: «Религия.
Вера».
Современная языковая личность также ассоциирует религию прежде всего с верой, а
не с мировоззрением, поэтому в РАС самая частотная ассоциация на слово «религия» именно «вера» (7 употр.).
t С.Н;Булгаков по поводу контекстуальной синонимии слов «религия» и «вера» пишет: «...это отразилось и на словоупотреблении, по крайней мере, 57
[стр. 200]

200 принципе, то в основании русской лингвокультуры лежит истинный православный дискурс, свободный от греха рационализма.
Русский народ, по мысли Хомякова, это единственный христианский народ, который в традиционных формах своей жизни сохраняет путь внутреннего приятия первозданного христианства.
Именно выделение особого православного концепта веры и, в более широком смысле, понимание дискурса веры как источника и условия всякого отдельного знания, как основания всякой науки традиционно считается наиболее адекватным выражением самобытности русской религиозно-философской мысли XIX-XX веков.
В дискурсе русской религиозной философии
конца XIX начала XX века концепт веры приобретает новые расширительные смыслы.
Вся философия данного периода «выросла» на основе стремления Соловьева к «новой форме христианства».
Продолжая дело славянофилов, он пытался развернуть целостное учение о вере.
В отличие от Соловьева многие его последователи предприняли попытку оплодотворить православие содержанием новейшей русской, т.е.
чисто собственной философии.
Гак, в начале XX века в России оформилась теория и практика православного модернизма.
Одно крыло Д.
Мережковский, Н.
Бердяев, В.
Иванов выступило с идеей «нового религиозного сознания», на базе которой была выработана целая программа религиозной неореформации.
Ее смысл отказ от православной и вообще христианской традиции и от Церкви.
Другое крыло представлено священниками и одновременно крупнейшими русскими философами П.

Флоренским и С.
Булгаковым, которые, сохраняя верность Церкви, пытались модернизировать православное богословие под влиянием учения Соловьева.
Оба крыла использовали не только идеи, но и авторитет Вл.
Соловьева.
Но это деление весьма условно, так как, во-первых, так или иначе, вера это не категория, а обозначение внутреннего чувства, поэтому у каждого философа понимание концепта
веры все-таки достаточно субъективно и индивидуально; во-вторых, на протяжении

[стр.,201]

201 жизни у философов, безусловно, менялись взгляды.
Так, например, Бердяев от прямого отрицания Церкви придет к пониманию того, что «новое религиозное сознание» надо мыслить в неразрывной связи со святыней и священством (Бердяев, 1998,
с.
237).
Под влиянием теоретического
православного модернизма в начале XX века возник церковный модернизм, а на его основе сформировалось внутри Церкви современное православное обновленчество.
В дискурсе русской религиозной философии семантическая структура как самого концепта вера, так и концептов, составляющих его
концеитосферу, сложна.
Сопоставительный анализ семантики рассматриваемого концепта в дискурсе религиозной философии с толкованиями словарных дефиниций (см.
3.1.) и его семантикой в новозаветном и святоотеческом дискурсах показывает весьма серьезные различия.
Эти различия связаны, прежде всего, с гносеологическим аспектом веры, т.е.
с осмыслением веры как знания.
В связи с этим задачей данного этапа исследования и будет рассмотрение в основном гносеологического аспекта концепта.
Основным синонимом слову вера в дискурсе религиозной философии является лексема религия.
В «Словаре церковнославянского и русского языка» слово религия определяется как «богопочитание, вера в Бога», В.И.
Даль определяет его еще более лаконично: «Религия.
Вера».
Современная языковая личность также ассоциирует религию прежде всего с верой, а
нс с мировоззрением, поэтому в РАС самая частотная ассоциация на слово именно вера (7 употр.).
С.Булгаков по этому поводу пишет: «...это отразилось и на словоупотреблении, по крайней мере, русского языка, зовущего религию верой.
Нельзя изгнать веры из веры» (Булгаков, 1994, с.
28).
Путь богопознания — это свободный подвиг, само-отречение, самопреодоление.
П.Флоренский выделяет два типа разума: 1) чистый рассудок, формально-логическое мышление и 2) разум подвижника, благодатный разум,

[Back]