отражает бытовую веру и содержит в себе отрицание, свидетельствующее о том, что не все заслуживает веры. В данной абстрактной семеме лексемы вера выделяется семантический признак ‘оценка истинности имеющегося знания’, который актуализируется в семах ‘истинность’, ‘правильность’, ‘безошибочность’. Семантические признаки, приведенные в словарных статьях указывают на проблему взаимоотношения веры и разума (твердое сознание, система взглядов, совокупность догматов и традиций, верить в духов, приведений, магических существ), веры и надежды (считать способным оправдать ожидания и надежды, полагаться на кого-либо). Инвариантным значением слова вера является: 1) убежденность, уверенность в чем-нибудь (в тринадцати представленных словарях) (вера в успех, вера в людей); 2) убежденность в существовании Бога, высших божественных сил (в десяти словарях) (Вера в Бога); 3) признание истины без доказательств (в восьми словарях) (принимать на веру). -Другими словами, в центре ядра значения находятся 'указанные семантические признаки. Основными семантическими признаками глагола верить являются: 1) иметь твердую уверенность, быть убежденным в чем-либо (Мне просто до боли жалко людей, которые не видят в жизни хорошего, красивого, не верят в завтрашний день. М. Горький. Чудаки); 2) быть религиозным, веровать (Впрочем, я верила, лишь когда была маленьким ребенком. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы); 3) принимать за истину, полагать что-либо существующим в действительности (Но Анна Львовна не верила его спокойствию, оно казалось ей'неестественным. Ю.С. Крымов. Инженер); 4) доверять кому-либо, полагаться на кого-либо ([Обломов] любил искренне его [Штольца] одного, верил ему одному... И. А. Гончаров. Обломов). 84 |
лил древних скептиков, что они ничего не принимали на веру, во всем пытались разобраться и все требовали доказать (К. Платонов). Теперь уже никто или почти никто не принимает на веру все, что преподносят нам СМИ. Пример отражает бытовую веру и содержит в себе отрицание, свидетельствующее о том, что не все заслуживает веры. В данной абстрактной семеме лексемы вера выделяется семантический признак «оценка истинности имеющегося знания», который актуализируется в семах «истинность», «правильность», «безошибочность». Семантические признаки, приведенные в словарных статьях указывают на проблему взаимоотношения веры и разума (твердое сознание, система взглядов, совокупность догматов и традиций, верить в духов, приведений, магических существ), веры и надежды (считать способным оправдать ожидания гі надежды, полагаться на кого-либо). Инвариантным значением слова вера является: 1) убежденность, уверенность в чем-нибудь (в тринадцати представленных словарях) (вера в успех, вера в людей)', 2) убежденность в существовании Бога, высших божественных сил (в десяти словарях) (Вера в Бога)', 3) признание истины без доказательств (в восьми словарях) (принимать на веру). Таким образом, в центре ядра находятся семантические признаки: «убежденность, уверенность в чем-нибудь, убежденность в существовании Бога, высших божественных сил», «признание истины без доказательств». В словарях выделен семантический признак «полагаться на кого-либо». Данную сему содержит в себе глагол «надеяться». В этих же словарях к основному значению «быть убежденным, уверенным в ком-, чем-нибудь» добавлен признак «считать способным оправдать ожидания, надежды». Таким образом, прослеживается концептуальная связь с концептом «Надежда». Основными семантическими признаками глагола верить являются: 1) «иметь твердую уверенность, быть убежденным в чем-либо» (Мне просто до боли жалко людей, которые не видят в жизни хорошего, красивого, не верят в завтрашний день. М. Горький. Чудаки); 2) «быть религиозным, веровать» 71 (Впрочем, я верила, лишь когда была маленьким ребенком. Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы); 3) «принимать за истину, полагать что-либо существующим в действительности» (Но Анна Львовна не верила его спокойствию, оно казалось ей неестественным. Ю. С. Крымов. Инженер); 4) «доверять комулибо, полагаться на кого-либо» ([Обломов] любил искренне его [Штольца] одного, верил ему одному... И. А. Гончаров. Обломов). На основании перечисленных конкретных значений в семантической парадигме русского глагола верить его инвариантным значением будет являться: «иметь твердую уверенность, не требующую никаких доказательств, быть убежденным в чем-либо, вполне доверять». Основные существенные черты в семантике глагола верить подчеркивает Ю. Д. Апресян: 1) в нем отражен принципиально путативный (не фактивный) характер процесса, названного глаголом верить', 2) в нем отражена иррациональность веры: субъект веры не знает, почему он так считает; 3) в нем отражена эмоциональность и волевое начало веры: человек считает, что Р, потому что он хочет, чтобы было Р [Апресян 1995 а: 49]. Анализ словарных статей ключевых слов вера, верить свидетельствует о том, что вера рассматривается в двух видах: религиозная и бытовая, т.е., вера имеет два смысловых центра: 1) вера в Бога и 2) вера в человека, идеальное представление о мире. В то же время, в каждом из них есть как частные, так и общие концептообразующие значения: «убеждение», «сильная воля», «глубокое чувство убеждения в существовании Бога» и др. Таким образом, в русском языковом сознании идее веры придается два значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью веровать. В рассмотренных словарях русского языка «веровать» толкуется как вера в Бога. В словаре А. П. Евгеньевой представлено три лексикосемантических варианта к данному значению. Последний содержит значение «быть религиозным, верить в бога». Это связано с тем, что в советское время 72 |