Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 85]

На основании перечисленных конкретных значений в семантической парадигме русского глагола верить его инвариантным значением будет являться: ‘иметь твердую уверенность, не требующую никаких доказательств, быть убежденным в чем-либо, вполне доверять’.
Основные существенные черты в семантике глагола верить подчеркивает Ю.Д.
Апресян:
в нем отражен принципиально путативный (не фактивный) характер процесса, названного глаголом верить; в нем отражена иррациональность веры: субъект веры не знает, почему он так считает; .
в-нем отражена эмоциональность и волевое начало веры: человек считает, что Р, потому что он хочет, чтобы было Р [Апресян 1995:49].
Анализ
словарных статей ключевых слов вера, верить свидетельствует о том, что вера рассматривается в двух видах: религиозная и бытовая, т.
е.
вера имеет два смысловых центра: 1)вера в Бога и 2) вера в человека, идеальное представление о мире.
В то же время, в каждом из них есть как частные, так и
обшие концептообразующие значения: ‘убеждение’, ‘сильная воля’, ‘глубокое чувство убеждения в существовании Бога’ и др.
Таким образом, в русском языковом сознании идее веры придается два значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью веровать.
В рассмотренных словарях русского языка веровать толкуется как вера в Бога.
В словаре А.П.
Евгеньевой представлено три лексикосемантических варианта к данному значению.
Последний содержит значение
‘быть религиозным, верить в бога’.
В.
В.
Шапошников считает, что в современном русском языке происходит «перераспределение лексических единиц: между тематическими группами и предметными областями, из одной узусной сферы в другую» [Шапошников 1999: 133].
Широкий спектр представленных определений к слову вера в
различных словарях русского языка (философских, педагогическом, толковых) свидетельствует об актуальности данного концепта, а представленные признаки 85
[стр. 72]

(Впрочем, я верила, лишь когда была маленьким ребенком.
Ф.
М.
Достоевский.
Братья Карамазовы); 3) «принимать за истину, полагать что-либо существующим в действительности» (Но Анна Львовна не верила его спокойствию, оно казалось ей неестественным.
Ю.
С.
Крымов.
Инженер); 4) «доверять комулибо, полагаться на кого-либо» ([Обломов] любил искренне его [Штольца] одного, верил ему одному...
И.
А.
Гончаров.
Обломов).
На основании перечисленных конкретных значений в семантической парадигме русского глагола верить его инвариантным значением будет являться:
«иметь твердую уверенность, не требующую никаких доказательств, быть убежденным в чем-либо, вполне доверять».
Основные существенные черты в семантике глагола верить подчеркивает Ю.
Д.
Апресян:
1) в нем отражен принципиально путативный (не фактивный) характер процесса, названного глаголом верить', 2) в нем отражена иррациональность веры: субъект веры не знает, почему он так считает; 3) в нем отражена эмоциональность и волевое начало веры: человек считает, что Р, потому что он хочет, чтобы было Р [Апресян 1995 а: 49].
Анализ словарных статей ключевых слов вера, верить свидетельствует о том, что вера рассматривается в двух видах: религиозная и бытовая, т.е., вера имеет два смысловых центра: 1) вера в Бога и 2) вера в человека, идеальное представление о мире.
В то же время, в каждом из них есть как частные, так и
общие концептообразующие значения: «убеждение», «сильная воля», «глубокое чувство убеждения в существовании Бога» и др.
Таким образом, в русском языковом сознании идее веры придается два значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью веровать.
В рассмотренных словарях русского языка «веровать» толкуется как вера в Бога.
В словаре А.
П.
Евгеньевой представлено три лексикосемантических варианта к данному значению.
Последний содержит значение
«быть религиозным, верить в бога».
Это связано с тем, что в советское время 72

[стр.,73]

религиозная основа концепта «Вера/Неверие» заменяется социальной, идеологической, современное языковое сознание пытается разграничить веру бытовую и религиозную, используя слова верить и веровать.
В.
Шапошников считает, что в современном русском языке происходит «перераспределение лексических единиц: между тематическими группами и предметными областями, из одной узусной сферы в другую» [Шапошников 1999: 133].
Широкий спектр представленных определений к слову вера в
философских, педагогическом, словарях русского языка свидетельствует об актуальности данного концепта, а представленные признаки «феномен внутреннего, духовного мира, связанный с принятие норм и ценностей», «состояние сознания..., мировоззрение,...» указывают на связь с культурой, ментальностью народа, что позволяет определять веру и неверие как металогические акты.
Инвариантное значение слова-имени концепта неверие представлено следующим образом: 1) отсутствие веры, уверенности в чем-либо (представлено в пяти словарях); 2) отсутствие веры в Бога (в четырех словарях).
В ядро концепта будут входить оба признака: «отсутствие веры, уверенности в чем-либо», «отсутствие веры в Бога».
В словарях А.
П.
Евгеньевой (1981) и С.
А.
Кузнецова (2000) употребляется атеизм отрицание существования Бога, отказ от религиозных верований.
Слово отсутствие определяется как «положение, когда нет в наличии кого-чего-н., когда кто-что-н.
отсутствует», слово отрицание обозначает «отвержение существования, необходимости, обязательности, отказ от чего-то».
Дальнейший компонентный анализ позволяет выделить семы «непринятие», «несогласие», «отрицательное отношение», относящиеся к ближней периферии.
В иллюстрированном толковом словаре русского языка В.
И.
Даля (2007) с пометой устар, используются семы клятва, присяга, что отражает рассмотренную нами ранее историю возникновения и развития концепта «Вера/Неверие».
Анализ словарных дефиниций свидетельствует о том, что данные семы в представленных словарях XX и XXI вв.
отсутствуют, это свидетельствует о смене актуальности компонентов в значении слова.
73

[Back]