Проверяемый текст
Талапова Татьяна Андреевна. Концепт "вера/неверие" в русской языковой картине мира (Диссертация 2008)
[стр. 86]

‘феномен внутреннего, духовного мира, связанный с принятие норм и ценностей’, ‘состояние сознания’, ‘мировоззрение’, указывают на связь с культурой, ментальностью народа, что позволяет определять веру как металогический акт.
В иллюстрированном толковом словаре русского языка В.И.
Даля (2007) с пометой устар.
используются семы
‘клятва’, ‘присяга’.
Анализ словарных дефиниций свидетельствует о том, что данные семы в представленных словарях XX и XXI вв.
отсутствуют, это свидетельствует о смене актуальности компонентов в значении слова.

Критериями построения поля являются частотность употребления, абстрактность значения [Попова, Стернин 2007: 159-209].
На основании этого мы полагаем, что к ядру смыслового поля
концепта вера будут относиться признаки: ‘убежденность, уверенность в комто, чем-то; убеждение, уверенность в существовании Бога’; ‘признание истины без доказательств; вполне доверять’.
К ближней периферии относится признак:
‘учение религиозного направления’ (‘вероисповедание, религия, верование’), дальнюю периферию составляют семантические признаки: ‘система взглядов’, ‘состояние сознания’, ‘феномен’, к крайней периферии относятся семантические признаки: ‘сознательное стремление к осуществлению чеголибо’ (сильная воля), ‘ожидание’ (надежда), ‘обещание, обет’ (клятва, присяга), ‘психология религиозного человека’.
Признак ‘убежденность, уверенность в ком-то, чем-то’ является центральным ядерным признаком.
..«Приведенные толкования слов-имен концепта ВЕРА не претендуют на категоричную завершенность.
Значение нелимитируемо, то есть не может быть описано исчерпывающим набором семантических компонентов и не имеет четко очерченных границ.
Продолжая исследовать содержание концепта, мы рассматриваем однокоренные слова (эпидигматические связи) имени концепта.

В «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.
Тихонова (1985) объем словообразования с корнем -версоставляет
100 единиц.
Проанализировав дополнительно толковый словарь русского языка Д.В.
Дмитриева (2003),
86
[стр. 73]

религиозная основа концепта «Вера/Неверие» заменяется социальной, идеологической, современное языковое сознание пытается разграничить веру бытовую и религиозную, используя слова верить и веровать.
В.
Шапошников считает, что в современном русском языке происходит «перераспределение лексических единиц: между тематическими группами и предметными областями, из одной узусной сферы в другую» [Шапошников 1999: 133].
Широкий спектр представленных определений к слову вера в философских, педагогическом, словарях русского языка свидетельствует об актуальности данного концепта, а представленные признаки «феномен внутреннего, духовного мира, связанный с принятие норм и ценностей», «состояние сознания..., мировоззрение,...» указывают на связь с культурой, ментальностью народа, что позволяет определять веру и неверие как металогические акты.
Инвариантное значение слова-имени концепта неверие представлено следующим образом: 1) отсутствие веры, уверенности в чем-либо (представлено в пяти словарях); 2) отсутствие веры в Бога (в четырех словарях).
В ядро концепта будут входить оба признака: «отсутствие веры, уверенности в чем-либо», «отсутствие веры в Бога».
В словарях А.
П.
Евгеньевой (1981) и С.
А.
Кузнецова (2000) употребляется атеизм отрицание существования Бога, отказ от религиозных верований.
Слово отсутствие определяется как «положение, когда нет в наличии кого-чего-н., когда кто-что-н.
отсутствует», слово отрицание обозначает «отвержение существования, необходимости, обязательности, отказ от чего-то».
Дальнейший компонентный анализ позволяет выделить семы «непринятие», «несогласие», «отрицательное отношение», относящиеся к ближней периферии.
В иллюстрированном толковом словаре русского языка В.
И.
Даля (2007) с пометой устар, используются семы
клятва, присяга, что отражает рассмотренную нами ранее историю возникновения и развития концепта «Вера/Неверие».
Анализ словарных дефиниций свидетельствует о том, что данные семы в представленных словарях XX и XXI вв.
отсутствуют, это свидетельствует о смене актуальности компонентов в значении слова.

73

[стр.,74]

Критериями построения концептуального поля являются частотность употребления, абстрактность значения [Попова, Стернин 2007: 159 209].
На основании этого мы полагаем, что к ядру смыслового поля
веры концепта «Вера/Неверие» будут относиться признаки: убежденность, уверенность в комто, чем-то; убеждение, уверенность в существовании Бога; признание истины без доказательств; вполне доверять.
К ближней периферии относится признак:
учение религиозного направления (вероисповедание, религия, верование), дальнюю периферию составляют семантические признаки: система взглядов, состояние сознания, феномен, к крайней периферии относятся семантические признаки: сознательное стремление к осуществлению чего-либо (сильная воля), ожидание (надежда), обещание, обет (клятва, присяга), психология религиозного человека.
Признак убежденность, уверенность в ком-то, чем-то является центральным ядерным признаком.
Вера и неверие имеют общие когнитивные признаки «состояние сознания», «мировоззрение», которые характеризуются, с одной стороны, наличием твердой веры, а с другой отсутствием.
На основе этого мы можем предположить, что ядро концепта представляет собой оппозицию, а мировоззренческий концепт «Вера/Неверие» приобретает функцию контрагента: 1) убеждение, убежденность, уверенность в чем-, ком-нибудь (вера в победу, вера в людей) / отсутствие веры, убеждений, уверенности в чем-либо (не верю людям, не верю в победу); 2) убежденность, убеждение в существовании Бога, высших божественных сил (Верю в Бога) / отсутствие веры в Бога, атеизм, непринятие (не верю в Бога); 3) доверие (я доверяю тебе) / отсутствие веры, уверенности в ком-либо, непринятие, отрицательное отношение (я не доверяю тебе); 4) признание истины без доказательств (принимать на веру) / отсутствие веры в чем-либо, несогласие (не верить); 5) вероисповедание, верование, учение религиозного направления (По христианскому учению, вера в Бога возвышает человека.
Клюева) / отсутствие ве74

[стр.,75]

ры в Бога, атеизм, непринятие (Отвергнув религию, дойдя до атеизма и до полного материализма, мыслители XV века стали искать себе новой работы.
Писарев).
6) надежда (В душе жила надежда)! отсутствие веры, уверенности в чемлибо (Не осталось ни капли надежды); 7) сильная воля человека в достижении своих целей (Верю в то, что я смогу...) / отсутствие веры, уверенности в чем-либо (Я не уверен в том, что смогу это сделать); 8) клятва, присяга/ отсутствие веры (Уж я не верю увереньям...) Концептуализация концепта происходит с опорой на оппозиции.
Каждый из компонентов ядра формирует свое поле, в которое могут быть включены языковые единицы, принадлежащие к различным частям речи.
Все выделенные обобщающие семантические признаки не имеют конкретизаторов, то есть «вера» = «уверенность», «религия» и т.д., «неверие» = «отрицание чего-либо», «отсутствие уверенности» и т.д.
Кроме того, все признаки носят абстрактный характер, как и сам концепт.
Данное дефиниционное толкование слов-имен концепта «Вера/Неверие» не претендует на категоричную завершенность.
Значение нелимитируемо, то есть не может быть описано исчерпывающим набором семантических компонентов и не имеет четко очерченных границ.
Продолжая исследовать содержание концепта, мы рассматриваем однокоренные слова (эпидигматические связи) имени концепта.

Этому вопросу посвящается следующий этап исследования.
2.2.2.
Анализ словообразовательного гнезда В «Словообразовательном словаре русского языка» А.
Н.
Тихонова (1985) объем словообразования с корнем -версоставляет
110 единиц.
Проанализировав дополнительно толковый словарь русского языка Д.
В.
Дмитриева (2003),
комплексный словарь русского языка А.
Н.
Тихонова (2007), словарь русского языка С.
И.
Ожегова (2007), толковый словарь русского языка С.
И.
Ожегова и 75

[Back]